Безкоровайная Людмила
Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей в системе ФГОС
Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей в системе ФГОС
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальноеблагополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единстваорганизма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Публикация «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей в системе ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Соматическое здоровье – текущее состояние организма и систем человека,основу которого составляет биологическая программа индивидуальногоразвития.
Физическое здоровье – уровень роста и развития организма и системорганизма.
Психическое здоровье – это состояние психической сферы, основу которойсоставляет состояние общего душевного комфорта.
Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяетсистема ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы).
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Оптимизация двигательного режима
Физкультурные занятия (в помещении и на улице)
Физкультурнооздоровительная работа в режиме дня
(утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры иупражнения на прогулке, физминутки (в серединестатического занятия) физкультурный праздник, неделя здоровья)
Оптимизация двигательного режима
Самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельное использование физкультурного испортивноигрового оборудования, самостоятельныеподвижные и спортивные игры)
• Соблюдение режима дня (полноценный сон, прогулка на свежем воздухе влюбую погоду)
• Соблюдение санитарноэпидемиологическогорежима (влажная уборка помещений,проветривание, кварцевание групповыхпомещений)
• Оздоровительные мероприятия
(утреннийприем на улице (в зависимости от погоды,
гимнастика после сна)
Профилактика плоскостопия (хождение поребристой доске, массажных ковриках
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психологического здоровья : профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для развития ребенка.
В педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности.
Психологи доказали :
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность в природной подвижности.
Игровые ситуации занимают особое место в формировании у ребенка привычки к активному образу жизни. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя.
Психическая напряженность затрагивает все системы организма, сбросу ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени проявляется в играх.
В результате интегрированного подхода со стороны всех специалистов ДОУ к оздоровительной работе, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, будут иметь хорошую физическую готовность к школе, а это надежная основа для успешного обучения.
Презентацию выполнила Безкоровайная Л. Н. Воспитатель МБДОУ № 144 г. Владивостока