Инна Софронова
Роль народных сказок в воспитании мужественности и женственности у мальчиков и девочек дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль народных сказок в воспитании мужественности и женственности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Русские народные сказки являются из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. О сказках К. Д. Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Ушинский К. Д. отмечал, что многие русские сказки возникли в языческой древности, когда они еще не были сказками, а были сердечными верованиями народа.
Публикация «Роль народных сказок в воспитании мужественности и женственности у мальчиков и девочек дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в воспитании необходимо опираться на систему, созданную народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств.
В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу любовь к родине желание ее защитить. Беспредельная отвага в борьбе со злом, верность в дружбе и товариществе и т. д. сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.
Ярко выраженный дидактический характер сказок состоит в том, что все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. Особый воспитательный эффект достигается путем резкого противопоставления положительного и отрицательного, хорошего и плохого, доброго и злого, красивого и безобразного. Они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков. Таким образом, сказка как средство воспитания. Блестяще выполняет функции «назидания, развлечения, устрашения», что отвечает сущностным потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до детского сознания, «втолковать» в форме бесхитростной сказки и перестраивает его поведение.
В сказках детям преподается торжество нравственной и социальной правды. Они содержат в себе выраженные в конкретной форме моральные императивы трудового народа. Жизнь должна быть основана на труде, и, как бы человек ни был слаб, он должен трудиться: может быть, именно этой крохотной силы не достает для завершения общего дела («Репка»).
Через сказку и мифы передается важнейшая информация ребенку о добре и зле, выстраиваются понятия о времени и пространстве, на основе которых формируется у ребенка первичная картина мира. Сказка наряду с игрой представляет для ребенка средство познания мира и формирования целостного отношения к нему.
Устное народное творчество представляет богатейшую возможность воспитывать нравственные чувства у детей. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в результате подражания положительным примерам нравственные чувства закреплялись в конкретных поступках и действиях. Именно при этих условиях можно надеяться, что в любой обстановке чувства детей найдут свое выражение в благородных, нравственных порывах. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, народные сказки могут стать важным средством полоролевого воспитания. Любой родитель, учитель, воспитатель, наставник и все те, кто так или иначе причастен к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях могут и должны использовать бесценную народную мудрость.