Оксана Ледкова
Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания дошкольника.
Одна из особенностей музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ребенок, услышав нежный напев колыбельной, сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником физического воспитания. В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка, которое заключает в себя, художественно-эстетическое, музыкальное, физическое развитие. В свою очередь мы рассматриваем взаимосвязь физического развития с помощью музыки. И таким помощником является музыкальный руководитель, главной задачей которого, в решении физического воспитания детей, осуществление целенаправленного музыкального развития детей в разных формах детской деятельности - укрепление организма, развитие и совершенствование движений, развитии у детей музыкальности основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок учится слушать, слышать и воспринимать музыку, двигаться в соответствии с характером. И поэтому работа по развитию движений ведется не только на физкультурных и музыкальных занятиях, но и во время прогулки на свежем воздухе, что благотворно влияет на укрепление здоровья. Как же влияет музыка на физическое воспитание дошкольников? Педагоги- психологи неоднократно рассматривали взаимодействие музыки и движения, и сделали вывод, что между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются тесные взаимосвязи. Главной задачей физического воспитания детей является укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств : выносливости, быстроты реакции, ловкости Такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. В тоже время задача музыкального руководителя- обеспечить музыкальное сопровождение, которое должно подчиняться выполнению этих задач – характер музыки должен соответствовать характеру движений. В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом, подготавливает к различным видам деятельности. Одним из таких видов деятельности на музыкальных занятиях является музыкальная игра. Игра является основным видом детей дошкольного возраста. Подвижные игры важны для физического воспитания детей, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворению потребностей малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Музыкальная игра представляет собой особый раздел подвижных игр, их особенность – согласование движение играющих с музыкой. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит народными традициями — все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений. Элементы упражнений применяются не только на физкультурных или музыкальных занятиях, но и мероприятиях. Для реализации мероприятий в своей работе я использовала не только музыкально-игровую деятельность, но и театральную постановку для детей младшего и среднего возраста. С ребятами подготовительной группы, мы показали детям «Олимпийскую сказку», где лесные звери устроили состязания в прыжках, беге, метании мячика. Для ребят средней группы боги пришедшие с Олимпа, провели музыкальную физ. минутку. Музыкально-ритмические движения -один из любимых видов деятельности детей. Где развиваются и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, которые в свою очередь способствуют их физическому развитию. Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника. Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, притопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов. Которые мы используем детьми в таких праздниках как «День защитника отечества» и «День Победы». Для участия разучиваем такие элементы как маршировка с песней, перестроения в колонны, строевые упражнения. Как разновидность игровой деятельности в детском саду можно отметить музыкально-ритмические общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики с применением гимнастических лент, фитнес мячей, обручей и т. д., которые были использованы в спортивно- патриотических мероприятиях «День Флага», «Сдачи норм ГТО», в поздравлении с «Днем тренера». Таким образом, благодаря музыке, музыкально-ритмические движения, занимают одно из первых мест в физическом развитии детей. Организация совместной работы по музыкальному и физическому воспитанию является приоритетной задачей музыкального руководителя. К совместной деятельности относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенные на активном взаимодействии взрослых с детьми и поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного, музыкального и развлекательного цикла.
Публикация «Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В нашем детском саду организация музыкальных и физкультурных занятий с использованием всех вышеперечисленных видов деятельности помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью наших воспитанников, выявить и развить музыкальные, физические и творческие способности каждого ребенка.