Москаленко Татьяна
Роль мини-музея как средства патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей – это смесь искусства и истории, которая посылает нам через многие годы, луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»Ф. Дзери
В современных условиях жизни подрастающего поколения одним из центральных направлений работы становится патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Роль мини-музея как средства патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Благоприятный период воспитания : патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа закладывается именно в дошкольном возрасте.
В этом году, в старшей группе "Звёздочки", мы решили объединить наши наработки и создать мини-музей "С миру по нитке", экспонаты которых пополняются в течение года. Родители, дети с удовольствием участвуют в создании композиции мини-музея.
В процессе создания мини-музеев в нашей группе, нами, воспитателями учитывались следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Мы придерживались принципа, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:
• Библиотека
• Музеи истории
• Совместные экскурсии по достопримечательностям города
• Встречи с ветеранами войны
• Кружковая деятельность
• Фольклорные мероприятия
• Совместные мероприятия с родителями
В своей работе используем наиболее интересные и результативные формы и методы работы.
Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Именно поэтому мы часто ходим на целевые прогулки, экскурсии.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.
Таким образом, мини-музеЙ, созданныЙ руками педагогов, воспитанников и их родителей, становИтся интерактивным, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.