Приложение МААМ

Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста

Людмила Андреева
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила

музыкальный руководитель

«Болоховский центр образования №1»Андреева Л И

"Песня матери - главная песня в мире;

начало всех человеческих песен".

Расул Гамзатов

Публикация «Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.

Мелодия – это душа музыки.

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.

Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.

Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.

Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.

И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.

Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку, в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).

Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю», возникли от устаревшего глагола «баять» (т. е. «говорить», «рассказывать»).

Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное : слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т. е. монотонная.

Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.

В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.

На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…

А Вы поёте колыбельные своим детям?

Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.

Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.

Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.

Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные : Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.

Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.

Тексты колыбельных песен.

«Не ложись на бочок»

А баю, баю, баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

Тебя схватит за бочок,

И утащит во лесок –

Под ракитовый кусток.

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

«У кота ли у кота».

У кота ли у кота колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.

У кота ли у кота периночка пухова,

У дитяти моего есть помягше его.

У кота ли у кота изголовье высоко,

У дитяти моего есть повыше его.

У кота ли у кота одеяльце шелково,

У дитяти моего есть получше его,

Да покраше его, да помягше его,

Да почище его.

«Спи, сыночек мой».

Спи, сыночек мой, усни,

Люли – люшеньки – люли.

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В полях цветушки взрастут.

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли – люшеньки – люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2020 в 10:42
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Андреева (УИ 819961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД