Татьяна Мигутина
Роль классного руководителя в формировании личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль классного руководителя в формировании личности ребёнка (из опыта работы классного руководителя)
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,
выпестовать в каждом ученике его
неповторимо-индивидуальный талант -
значит, поднять личность на высокий уровень
расцвета человеческого достоинства».
В. А. Сухомлинский
Педагогическая практика образовательных учреждений показывает, что классный руководитель оказывает большое педагогическое, воспитательное воздействие на личность школьников.
Публикация «Роль классного руководителя в формировании личности ребёнка» размещена в разделах
Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
Как коллектив влияет на личность ребёнка?
Значимость коллективной деятельности была признана давно. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияющей на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Они утверждают, что под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, неповторимость.
Обратимся к истории и увидим, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации. Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости. Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Сначала коллектив – это семья (ячейка общества, затем группа в детском саду. Становясь школьником, ребенок становится членом классного коллектива. В каждом сообществе индивид вынужден подчиняться тем правилам, которые ему свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Такое взаимодействия с другими детьми и педагогами приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Поэтому основная деятельность классного руководителя должна осуществляться в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, психологов, руководителей кружков и др., родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников и интеграции в общество.
Основные задачи, которые должен решать классный руководитель
1. Организации воспитательной классной системы, в которой делается акцент на социализацию ребенка.
2. Сопровождение коллективной и индивидуальной деятельности, где обучающиеся осуществляют различного рода коммуникативные ситуации, в которые вовлекаются представители различных воспитательных институтов.
3. Сопровождение и коррекция индивидуального развития учащихся, с помощью которой осуществляется проявление творческих способностей.
4. Формирование познавательного интереса, для развития ответственного отношения к учению обучающихся.
Деятельность классного руководителя позволяет осуществлять реализацию индивидуального развития каждого ребенка в классе. Данная деятельность ориентирована на то, чтобы каждый ребенок сохранял и приумножал свою неповторимость, раскрывал свой творческий потенциал, рос свободной личностью.
Основная работа классного руководителя
1. Осуществляет организационную деятельность для благоприятного индивидуального развития. Способствует нравственному развитию детей, фиксирует отклонение в поведении или развитии ребенка, оказывает корректирующие действия в системе воспитания школьника.
2. Изучает личность школьников, их направленность, интересы, склонности и творческий потенциал. Использует методы: наблюдение, тестирование, собеседование. Привлекает внимания ребёнка к его достоинствам и достижениям.
3. Создает положительный психологический климат в классе и следит за межличностными отношениями школьников.
Один из мотивов поведения школьников – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия.
4. Помогает школьникам организовать свое самовоспитание и саморазвитие.
Демонстрирует сокрытые от других положительные качества каждого члена детского коллектива, осуществляет эмоциональную поддержку, внушает ребенку веру в себя.
5. Координирует взаимодействие учителей-предметников, школьников, родителей для улучшения интеллектуального, нравственного развития ребенка, оказывает помощь в учебной деятельности.
Взаимодействуя с товарищами, учителями, ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
6. Содействует в организации досуговой деятельности детей, информирует о работе секций, кружков в школе, рассказывает о дополнительных образовательных учреждениях, приглашает специалистов из дополнительных образовательных учреждений.
Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
7. В соответствии с возрастными возможностями организует воспитательный процесс в классе, развивает патриотизм, знакомит с национальными традициями, культурой других народов, развивает толерантность. Реализуется на уроках во внеурочной деятельности через мероприятия военно-патриотического направления, беседы на классных часах, экскурсии, встречи с ветеранами, конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, тематические уроки, праздники и исследовательские работы.
8. Обеспечивает безопасность детей в школе, заботится об их здоровье, организует медицинские осмотры, ведёт пропаганду здорового образа жизни. В пропаганде ЗОЖ личный пример педагога – лучшая мотивация к формированию культуры здорового образа жизни учащихся
9. Оказывает содействие в решении сложных жизненных проблем, возникающих у ребенка и его семьи. Педагог систематически проводит родительские собрания в классе. Кроме тематических родительских собраний, направленных на расширение знаний родителей в области воспитания детей, следует проводить психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми, значимости семейных традиций для ребёнка и т. д. При возникновении сложных жизненных проблем необходима индивидуальная работа с привлечением социального педагога и педагога-психолога.
10. Изучает воспитательную систему родителей, информирует родителей об особенностях детей, их творческом потенциале. Педагог рекомендует родителям составить правильный режим дня обучающегося, проанализировать внеучебную деятельность ребенка на протяжении одной недели. Познакомится с книгами, которые читает их ребенок, узнать интересы детей, с которыми он общается.
Итак, педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей. Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т. е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.