Ковалевская Лариса
Роль каллиграфии в формировании грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Роль каллиграфии в формировании грамотности.
СЛАЙД № 1
«Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться».
Гёте
СЛАЙД № 2
Каллиграфия – это искусство писать четким и красивым почерком. Письменная речь неразрывно связана с почерком. И. М. Сеченов утверждал, что формирование правильного почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. Почерк – это тонкое психомоторное отражение процессов, происходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека. Человек, который пишет разборчиво и чётко, и мыслит разборчиво и чётко. Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности. Уделяя особое внимание каллиграфии (четкости начертания букв, правильности их соединения, разборчивости письма) в начальной школе, обеспечиваем условия для выработки грамотного письма в дальнейшем.
Публикация «Роль каллиграфии в формировании грамотности» размещена в разделах
Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребёнка в первый класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.
Письменные упражнения по каллиграфии в первом классе – это физические упражнения на развитие крупной и мелкой мускулатуры рук, кистей рук; письмо узоров, росчерков, штриховка; игры на развитие каллиграфической зоркости и анализа элементов букв; игры на межполушарное развитие.
Во втором классе проводятся упражнения на регуляцию наклона букв с помощью, на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.
В 3 и 4 классе проводится письмо под ритмический счет (сначала умеренно, а затем в ускоренном темпе, сопоставленный анализ форм оптически сходных букв, на предупреждение уподоблений сходных букв, списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.
В современной школе, к сожалению, детям на чистописание даётся максимум полгода. Кому-то правильное письмо даётся легче, кому-то труднее. По окончанию первого класса учителю удаётся добиться, что 80% учеников пишут довольно правильно, разборчиво и аккуратно. Со второго класса программа нацелена только на освоение грамотности. В результате, как только объём письма увеличивается, почерк портится, каллиграфических ошибок становится больше, рука устаёт, концентрация на правильном написании букв и соединений снижается, результаты ухудшаются. Чтобы всё исправить или не допустить этого, достаточно чуть больше времени и внимания уделять каллиграфии.
СЛАЙД № 3
Что же даёт детям каллиграфия? Можно ли отказаться от формирования каллиграфических умений? Можно ли вообще обойтись без красивого и аккуратного почерка? К чему это приведёт?
СЛАЙД № 4
- Каллиграфия учит доводить дело до конца. Это качество необходимо в сегодняшней жизни, оно помогает стать успешным человеком в будущем. Ученик видит результаты своей работы, то, к чему он стремился и чего достиг. Результаты этого: концентрация внимания, усидчивость, терпение, оценка собственных результатов.
- Каллиграфия развивает воображение. Каждую букву можно превратить в произведение искусства. Результаты этого: развивается творчество и креативность, развивается воображение.
- Каллиграфия успокаивает. Ежедневные тренировки снижают стресс и эмоциональное напряжение, расслабляют и успокаивают. Сейчас установлено, что занятия каллиграфией помогают ребятам с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и даже детям с аутистическими расстройствами. Результаты этого: снимаем эмоциональное напряжение, расслабляемся и снижаем стресс, повышаем адаптивность.
- Кроме того, доказано влияние каллиграфии на мозговую активность. Здоровый красивый почерк ребёнка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии. Приходим к выводу: от каллиграфических занятий отказываться нельзя.
СЛАЙД № 5
Развитие навыков правильного письма
При изучении каллиграфии мы уделяем особое внимание правильному написанию букв и слов. Это помогает нам развить навыки правильного письма и избежать ошибок, таких как неправильное написание букв или неразборчивость.
Улучшение почерка
Каллиграфия требует от нас тщательности и внимания к деталям. Мы учимся писать каждую букву с красотой и точностью. Это помогает нам улучшить почерк и сделать его более четким и читаемым.
Развитие моторики руки
При практике каллиграфии мы тренируем моторику руки. Мы учимся контролировать движения пера или кисти, чтобы создавать красивые и гармоничные буквы. Это развивает мелкую моторику руки и помогает нам стать более уверенными в письме.
Развитие эстетического восприятия текста
Каллиграфия учит нас видеть красоту в тексте. Мы учимся оценивать пропорции, баланс и гармонию букв и слов. Это развивает наше эстетическое восприятие текста и помогает нам писать более привлекательные и приятные глазу тексты.
Улучшение грамотности
Практика каллиграфии помогает улучшить грамотность, развивая навыки правильного письма. Ученики учатся писать буквы и слова правильно и четко, что помогает им стать более грамотными и уверенными в своих навыках письма.
Развитие творческого мышления
Каллиграфия также развивает творческое мышление учеников. Они могут экспериментировать с различными стилями и шрифтами, создавать свои уникальные дизайны и выражать свою индивидуальность через письмо. Помимо эстетического удовольствия от умения красиво писать, ребенок параллельно приобретает множество ценных умений.
Умение мыслить
Научные исследования доказывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг. Каллиграфия – единственный вид умственной деятельности, при которой задействуются все когнитивные способности, в процесс так же вовлекается пространственное мышление. Это деятельность, в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирование результата, личная и языковая память.
Дисциплинированность
Старательное выведение букв, их пространственное расположение, уровень наклона, размер и форма – все это требует времени и терпения, тренирует ровный эмоциональный фон. Монотонность процесса, кропотливость и усиленная концентрация – все это как нельзя лучше дисциплинирует вашего ребенка.
Почерк уникален, как отпечаток пальца
Существует целая область знания о почерке, «Графология», которая изучает индивидуальные особенности личности человека на основании его почерка. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере и состоянии.
Умение концентрироваться
Развитие технологий, быстрый темп жизни привели к тому, что современным детям становится все сложнее концентрироваться на задаче. Как правило, детям сложно удерживать внимание более 15 минут на одном предмете. Это становится настоящей проблемой для родителей, учителей, и конечно же самих детей.
Письмо успокаивает, дисциплинирует, и становится частью жизни. Ум успокаивается, ребенок учится находиться «здесь и сейчас».
Физическое и психологическое здоровье
В чём же трудности обучения каллиграфии в современной школе?
Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические.
Как исправить эти ошибки?
СЛАЙД № 6
Правила по исправлению почерка:
1. работать спокойно, не делать резких замечаний;
2. работать в спокойном темпе;
3. активно использовать метод поощрения;
4. отрабатывать каждое задание;
5. использовать систематичность и последовательность в работе;
СЛАЙД № 7
При работе над каллиграфией в первом классе я широко использую такие упражнения, как:
1. Работа с линейками - трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных).
2. Работа с лекалами.
3. Рисование, соединённое со штриховкой.
4. Рисование и раскрашивание, которые часто использую и на уроках математики, рисования, труда.
5. Гимнастика для рук.
6. Письмо в воздухе, под счёт с комментированием. Эти упражнения часто не только исправляют, но и предотвращают каллиграфические ошибки.
Огромное значение для развития каллиграфического письма имеет правильная посадка за партой, умение держать ручку, правильное расположение тетради на парте при письме.
Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Но нельзя не учитывать, что процесс овладения техникой письма практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).
При записи любого слова на занятиях по чистописанию необходима предварительная работа по слого-, звуко-, буквенному и орфографическому анализу слова, т. е. работа по предупреждению возможных фонетико – графических и орфографических ошибок.
Каждое слово при списывании с образца должно быть предварительно прочитано и понято. Прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву писать.
И не секрет, что сразу после перехода от букваря к учебникам русского языка работа по звукобуквенному анализу слов на уроках резко сокращается, проводится от случая к случаю. На фонетический разбор слов часто не хватает времени, занимаемся мы этим, когда вплотную сталкиваемся с необходимостью, например при изучении таких тем, как «Звуки и буквы», «Гласные е, ё, ю, я», «Алфавит», «Разделительный ь» и др.
СЛАЙД № 8
Занятия по чистописанию
состоят из трё х составных частей: 1) фонетическая минутка; 2) графическая
минутка; 3) орфографическая минутка.
Приведу фрагмент такого занятия.
с са сд сб со см сл ся
снег след сугроб сосна леса
Завалила зима сугробами леса.
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Сегодня вспомним, как правильно соединять эту букву с другими буквами.
1) Фонетическая минутка.
- Какие звуки могут обозначаться буквой с? (Буква с может обозначать твердый звук [с] и мягкий звук [с’].)
Дайте характеристику звуку [с]. (Звук [с] СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, ПАРНЫЙ, ГЛУХОЙ.)
В каких соединениях 1-й строчки буквой с обозначается твёрдый звук [с]?
Докажите.
Дайте характеристику звуку [с’].
В каких соединениях 1-й строчки буквой с обозначается мягкий звук [с’]? Почему?
2) Графическая минутка.
- Обратите внимание. Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого
уже нижней. Соединение буквы с с буквами а, д, б всегда нижнее путём
повторного проведения по ходу движения руки.
Соединение с буквой о может быть нижним, может быть верхним. От чего
это зависит?
(Это зависит от буквы, которая следует за буквой о. Соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквой о букву начинаем писать снизу.
Соединение будет верхним, если следующую за буквой о букву начинаем
писать сверху.)
Докажите это на примере слов 2- й строчки. (С буквами м, л, я соединение не
надо начинать слишком высоко.)
3) Орфографическая минутка.
- Хором прочитаем слова 2 -й строчки. Какие два правила надо знать, чтобы
правильно написать эти слова? (правило проверки слов с безударными
гласными и парными согласными в корне.)
Вспомним правило проверки слов с парными согласными на конце
слов и перед другими согласными, кроме сонорных и в.
Я читаю слово, вы хором называете к нему проверочное: Снег. (Снега.)
След. (Следы.)
Сугроб. (Сугробы.)
Вспомним правило проверки слов с безударными гласными а-о, и-
е-я в корне.
Я читаю слово, вы хором называете к нему проверочное.
- Запишите 1 -ю и 2 - ю строчки в тетрадь.
При записи будьте внимательны, наиболее трудные соединения обозначены
крестиком.
Хором прочитаем предложение. Найдите и прочитайте слова с безударными
проверяемыми гласными в корне, подберите проверочные слова.
Дети записывают предложение в тетрадь.
Сейчас речь пойдёт о проведении минутки чистописания на основе субъективизации, в соответствии с которой школьники участвуют в планировании и организации данного структурного компонента урока, где они относительно самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат.
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяются две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и её элементов.
На первом году обучения используются относительно простые речемысленные упражнения.
Остановлюсь на группе упражнений, стимулирующих развитие речи, аналитико – синтетического, логического мышления.
СЛАЙД № 9
Первая группа упражнений – составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов ( на доске написаны слова: Енот, сетка, ежиха, пенал)
и может разделить их на две равные группы.
- Какая это буква?
- На какие две группы она может разделить данные слова?
Примерный ответ: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах «сетка, пенал она обозначает звук[ э]. Это первая группа. В словах «енот, ежиха – два звука[ й] [э], это вторая группа.
СЛАЙД № 10
Вторая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора.
Пример задания:
- Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд).
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Возможный ответ: Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове «гиря» и обозначает в нём парный звонкий мягкий согласный звук.
Выполнение подобного рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, состоящем не более чем из 3 – 4 букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количества букв.
Слова подбираются с таким расчётом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.
СЛАЙД № 11
Третья группа упражнений – осуществление разбора слова по составу.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов.
- Какая это буква?
Исходные слова: закваска, подголосок, мясистый.
Примерный ответ: Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска, в корне голос слова подголосок, в корне мяс слова мясистый.
Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну – две составные части. Постепенно увеличивается количество и усложняется их состав.
СЛАЙД № 12
Четвёртая группа упражнений – осуществление неполного морфологического разбора.
Пример задания:
- Прочитайте вслух данные слова.
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.
- Какая это буква?
Возможный ответ: Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных данного ряда она является непроизносимой согласной.
Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двух - трёх единиц разных частей речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи.
СЛАЙД № 13
Пятая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй.
СЛАЙД № 14
Шестая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме.
Пример. На доске записаны слова: лампа, лесной, отлетел.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Работа в упражнениях данной группы начинается с двух слов разных частей речи и однотипного их состава. Затем подбираются два слова разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов разных частей речи с усложнённым составом и количеством искомых букв.
СЛАЙД № 15
Седьмая группа упражнений – на повышение орфографической зоркости.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами : праз…ник, ст. лица, сер. це, ур…жай, ч. нил, с…бака, н. зина, звёз…ный, л…цо.
- Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.
- Какие это буквы?
- По какому признаку вы разделите слова на группы?
Предполагаемый ответ. Сегодня будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звёздный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам.
Для такого рода упражнений сначала подбирается группа слов, которые можно разделить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Далее постепенно увеличивается количество предназначенных для группировки слов и количество частей, на которое их можно разделить.
На всех этапах минутки чистописания (кроме исполнительной) от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что способствует речемыслительному процессу и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Роль учащихся в организации и проведении минутки чистописания заметно возрастает. С помощью рассмотренных приёмов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, её содержания становится всё более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.
Список используемой литературы:
1. Агаркова, И. Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программа для начальной школы [Текст] / И. Г. Агаркова // Начальная школа. -
1995 - №12. - С. 12-14.
2. Белевцева В. В. Как «пальчики» помогают обучать письму//Начальная школа. - 2001 № 1 С. 56
3. Гурова, Е. М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е. М. Гурова //
Начальная школа. - 2000.- № 5.- С. 61-62.
4. Желтовская, Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших
школьников /Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. - М. : Просвещение, 2005
- 238 - С. 13
5. Савкина Н. Г., Шевелева Н. П. Специфика подбора методов обучения с учетом
Мозговой организации познавательных процессов учащихся // Общество:
социология, психология, педагогика. -2016 - № 12 - С. 136-138.
6. Савкина Н. Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической
помощи Международный научно-исследовательский журнал. 2013 № 1-2 (8). С.
40-43.