МААМ-картинки

Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста

Валентина Тимофеевна Бусарова
Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Бусарова Валентина Тимофеевна,

МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»,

Иркутская обл., г. Усть-Илимск,

воспитатель.

На третьем году жизни ребёнка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребёнок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста : действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового.

Публикация «Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2-х лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3-х лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребёнка на третьем году жизни, которая становится не только средством общения, но и средством познания окружающего.

Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приёмы потешек, песенок, сказок, на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения т. к. ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребёнка возникает настоятельная потребность общаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме.

Постепенно ребёнок подводится к тому, что воспринимает более сложные сюжеты, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживания с героем произведения. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, сказать что хорошо, что, плохо, могут рассказать, «чем всё закончилось», а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.

Художественные произведения помогают ребёнку почувствовать реалистичное в повествовании, например: «Как у котика усы, удивительной красы, лаза смелые, зубки белые» и сказанное: «Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился…» и т. д.

Особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятнее ребёнку, потому, что герои становятся понятнее ребёнку, потому, что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют. Как люди выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай) или бытовые (убирают дом, пекут пирожки, художественные (пляшут, поют, или игровые (играют в прятки, бегут на перегонки и т. д.).

Через художественную литературу расширяются знания ребёнка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (выращивание овощей и фруктов); человек и растительный мир, человек и животный мир (забота о животных) многое другое.

Стихотворения, песенки, потешки, рассказы и сказки помогают ребёнку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребёнок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например: он знает, что петушок раньше всех встаёт и голосисто поёт - будит всех по утрам. Ему понятно содержание стихотворения Г. Бойко «Петух» : «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он «Здравствуй!» и. т. д. Малыши впервые, в элементарной форме познают роль, место и значение животных в жизни человека, его отношение к ним. Например:

«Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком».

На третьем году ребята знакомятся не только с животными и птицами, но и с их детёнышами.

Например:

«Курочка-рябушка,

Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

–Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

– ПИ-пи-пи-пи-пи!»

Взрослые животные и их детёныши ассоциируются у ребёнка, как мама и её «детки». В этом возрасте малыши начинают понимать слово «мама» более обобщённо. Они замечают, что мама имеется у всех детей, а бабушка является «мамой мамы»

Дети внимательно слушают и прозаические произведения, в которых развёртываются события между «большими» и «маленькими». Например: рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок». Малыши не только внимательно слушают, но и поясняют: «Мама». Она искала своего сына, нашла и унесла.

Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируется представления о диких животных, птицах, их повадках:

«Зайчишка-трусишка по полю бежал,

В огород забежал, морковку нашёл,

Сидит, грызёт». (русская народная)

Или русская народная песенка:

«Вдоль по реченьки лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает».

Воспитывая собственным примером, взрослый ставит задачу заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Ребёнок учится понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому. Активно защищать слабых. Проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим:

«Кто мяукал у дверей?

– Открывайте поскорей!

– Очень холодно зимой.

Мурка просится домой!».

После прочтения стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка»,«Бычок» и т. д., дети начинают ласковее относиться к своим игрушкам: «у моего мишки лапка не оторвана» или «я своего зайку не брошу», крепко прижимая к себе игрушку. Они расширяют в своём воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками.

Произведения искусства художественной литературы помогает ребёнку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым. Грубым. Они вместе со взрослыми повторяют слова песенок, словесных игр, потешек. Например:

«Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя, Коля и Нина,

Толя и Зина.

Все помогут, да? Да!

(М. Ивенсен «Кто поможет»).

В отличие от малышей второго года жизни, дети третьего года понимают более образный язык, описательный характер природных явлений. Например: «Солнышко-вёдрышко», «Радуга-дуга», «На тонкой мокрой ножке, дождик скачет по дорожке» и т. д.

Классические произведения детской литературы следует подбирать, учитывая уровень развития детей. Так, например, если ребёнок развит, хорошо говорит, имеет достаточный опыт ознакомления с окружающей действительностью. То в три года он вполне может понимать и соответствующим образом реагировать на следующие произведения. Например: «Ветер по морю гуляет», «Ветер, ветер! Ты могуч!», «Яблочко» (маленькие отрывки из сказок А. С Пушкина).

В. А. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик». Е. Благинина «Колыбельная песня». Эти произведения малыши после ознакомления нескольких прочтений, быстро запоминают. Они обогащают ребёнка духовно и на всю жизнь, остаются в памяти.

Такое же действие оказывают на детей задушевные и лирично исполняемые взрослыми народные песни, речитативы. Например: ребёнок с удовольствием слушает, как поё т мама или бабушка: «Во поле берёзка стояла», «Ах, вы, сени, мои сени», «Гори, гори ясно», «Посеяли девушки лён». Малыш откликается на настроение взрослого, передаваемое песней. Эти впечатления могут остаться у него на всю жизнь.

Так взрослый сеет в душе ребёнка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства, являются благодатной нивой для воспитания всех высоких человеческих начал.

Литература:

1. «Книга для детей» Л. Н. Толстого «Котёнок» - М. 1977г. С17; Хрестоматия для дошкольников» «Русские народные песенки, потешки»- 1-ое изданиеМ. ,АСТ,1998г. С9-17;

2. А. Барто «Настенька», «Колыбельная» - М. «Детская литература» 1988г. С. 103, 109;

4. В. А. Жуковского «Жаворонок» «Птичка» (1951г., «Котик и козлик» (1851г.) М. «Детская литература» 1990г. ; А. И. Майкова «Стихотворения» «Зима» (первое четверостишие) - М. «Детская литература» 1991г. С. 26;

5. Е. Благинина «Посидим в тишине» «Колыбельная»– М. «Детская литература» 1986г. С. 33-34;

6. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с детьми»- М. Педагогика 1990г. С. 1-156;

7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка – С. 62-76.;

8. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей». М 1976 96с.

«Духовно-нравственные ценности, как основа развития личности ребенка : опыт, задачи, перспективы»

Публикации по теме:

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста «Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» Вид проекта: познавательный, игровой Продолжительность проекта: длительный.

Консультация «Роль игры в жизни ребенка» Здравствуйте! Давайте поговорим, какое же место занимает игра, в жизни ребенка!Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. В. Оклендер В каждом.

Родительское собрание во второй младшей группе «Роль игры в жизни ребенка» Родительское собрание на тему : «Роль игры в жизни ребенка» 1. Рассказ о развивающей среде в группе, о конкурсе. (Показ слайдов по развивающей.

Роль игры в жизни ребенка “Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в.

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста Патрикеева Юлия Николаевна воспитатель МДОУ "ЦРР Д/с №154" город Магнитогорск. Челябинская область. Роль семьи в развитии познавательно.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей со значением.

Роль матери в формировании семейной принадлежности детей младшего дошкольного возраста «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, Может быть, лучшее воспоминание и есть, если много таких воспоминаний набрать.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста Игра — не просто любимое занятие детей, это главный вид деятельности дошкольников. Именно в игре формируются нравственные основы личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 11:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тимофеевна Бусарова (УИ 923557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД