Марина Королёва
Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире перед педагогами наряду с традиционными проблемами возникают и новые, которые не были знакомы педагогам и родителям 100–150 лет назад. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество
Публикация «Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.
2слайд Гендерные отношения (социальные отношения между полами) представляют собой одну из главных проблем 21 века.
Рекомендации воспитателям по гендерной социализации дошкольников
Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
Используйте чаще различные головоломки для девочек.
Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом
обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
Экспериментируйте вместе с девочками с трёх мерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.
Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования её лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот приём поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Рекомендации родителям по гендерной
социализации дошкольников
- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить.
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, сначала разберите, в чем ее ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т. к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение, его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга, мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов, а если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
- Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать, стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
- Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами).
3-й слайд Гендерную роль дети принимают на себя в процессе социализации.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка
(формируется гендерная устойчивость).
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Отсюда вытекает новая проблема для педагогов: актуальность полоролевого воспитания у детей.
4-й слайд Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании поло развивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми поло ролевым опытом, ценностями, смыслами и способами поло ролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
5-й слайд Образовательные задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду представлены на доске
6 слайд
В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и индивидуальных интересов, а значит и гендерных, особенностей. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Поэтому создание поло ролевой предметной среды является важной частью. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
7-й слайд В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра.
В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы обязательно осуществляем руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, включаем ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
8 слайд При проведении работы по воспитанию дошкольников с учетом их гендерных особенностей, мы воспитатели должны обращать внимание на:
-а. привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения. Когда у игрушек привлекательный вид, детей легче побуждать к выражению чувств и отношению к игрушке: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза:
-б. на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери: процесс одевания и раздевания кукол, мягких игрушек дети представляют, как то, с чем сталкиваются постоянно в собственной жизни.
-в. на наличие атрибутики и маркеров пространства группы с учётом гендерного подхода
9 слайд В работе можно использовать простейшие маркеры гендерных различий (примеры на доске)
Сейчас я приведу примеры игр которые можно использовать в гендерном воспитании детей
10слайд Например В игре «Кафе» на ряду с такими атрибутами, как: пирожное, мороженное, молочные коктейли, соки, можно предложить фартуки с рюшами для девочек и более строгие модели фартуков для мальчиков.
11 слайд В игре «Парикмахерская» можно создать атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с причёсками для мальчиков и девочек, наличие инструментов для создания мужских и женских причёсок и др.
12 слайд Для игр «Поликлиника» и «Больница» изготовить с детьми атрибуты для узких специалистов: окулист, хирург, рентгенолог, стоматолог, лор, где роли врачей могут выполнять как девочки, так и мальчики.
13 слайд При организации и проведении игры учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: можно девочкам предложить в игре решения типовых и шаблонных задач: готовые выкройки для одежды кукол и шаблоны моделей одежды, шаблоны причёсок для «Парикмахерской», ценники, чеки, деньги для игры в «Магазин», медицинские карты, талоны к врачу к игре «Больница», меню для игры «Кафе», обувь, одежда для кукол к игре «Магазин», аккуратно сложенные пелёнки к игре «Семья».
14 слайд Мальчикам можно предложить игры, ориентированные на поисковую деятельность. Игра «Путешествие», где ребёнок проявляет конструктивные и изобретательские способности (собирает бинокль, сам по карте составляет маршрут своего путешествия, разбивает палатку, погружается на морское дно, ведёт переговоры по средствам рации, телефона, компьютера, сигналов, в которой ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.
Также нам воспитателям необходимым условием успешной гендерной социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи полоролевого воспитания.
Можно выделить наиболее значимые направления и формы взаимодействия
--повышение уровня педагогической культуры родителей, их гендерной компетентности;
---вовлечение семьи в участие в образовательном процессе ДОУ.
Слайд 15 Методы работы с родителями представлены на экране
Скажу, что создание в своей группе условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам.
В играх реализуются желания детей. В игре дети освобождается от чувства одиночества, они познают радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Для вас я приготовила небольшие рекомендации по вопросу гендерной социализации детей и рекомендации которые вы можете дать родителям