Виктория Угренева
Роль игры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее острых и серьезных проблем в современном обществе, требующей серьезного и ответственного подхода является проблема сохранения и укрепления здоровья человека, здоровья ребенка.
Поэтому одной и важнейших и приоритетных задач стоящих перед педагогами в ДОУ в соответствии с ФГОС – это сохранение здоровья воспитанников в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношению к своему здоровью.
Публикация «Роль игры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Специалисты считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным для создания фундамента физического и психического здоровья ребенка. Именно здесь, в детском саду мы должны всячески способствовать воспитанию у детей потребности к поддержанию своего здоровья, закреплению полезных привычек и правил ЗОЖ.
Но как же воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, каким образом привить ему осознанное отношение к своему здоровью? Это действительно очень сложный вопрос.
Дошкольный возраст самый благоприятный для выработки правильных привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- приучение к порядку, чистоте, аккуратности, опрятности;
- основы культурно-гигиенических навыков;
- элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;
- понимание того, как физические упражнения влияют на организм человека, его самочувствие.
Как и обучение счету, письму, чтению и остальным наукам, обучение полезным привычкам и правилам ЗОЖ тоже должно проходить целенаправленно, планомерно, системно и непрерывно в самых различных сферах деятельности ребенка (на занятиях, в ходе режимных моментов, посредством чтения художественной литературы, на прогулке, в ходе совместной и индивидуальной работы и, конечно же, через игру).
Всем известно, что игра для дошкольника является ведущим и основным видом деятельности, поэтому самым эффективным методом формирования у детей правил и навыков здорового образа жизни через игровую деятельность будет особенно интересным и результативным.
Для формирования у детей потребности вести здоровый образ жизни необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть и спортивные принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера.
Личная гигиена.
Важной составляющей здорового образа жизни является гигиена, поэтому необходимо знакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, упражнять в их соблюдении и ежедневно закреплять их в игровой форме.
Упражнение «Кто, кто в зеркале моем?»,
«Откройте ротик, покажите зубки»,
«В салоне красоты» и т. д.
Профилактическая игровая гимнастика.
Обеспечение оптимального развития детей через организацию игровых гимнастик с разной целевой направленностью:
- дыхательная гимнастика;
- Гимнастики-побудки;
- гимнастика для глаз;
- улучшение осанки;
- самомассаж.
Дидактические игры.
Во время проведения дидактических игр происходит процесс знаний дошколят о здоровом образе жизни, формируется навык осознанного их использования в повседневной жизни.
- «Где живет здоровье?»;
-«Вредное-полезное»;
-«Можно-нельзя» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
Помогают ребенку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы здоровья, дает возможность поупражняться в различных типах поведения, учить контролировать чувства и эмоции.
- «На приеме у врача»;
-«Кукла заболела»;
- «Кто на помощь придет?»;
- «Магазин здоровья».
Подвижные игры на свежем воздухе.
Все дети дошкольного возраста очень подвижны и активны. Поэтому игры на прогулке-прекрасное средство организации досуга и формирование у детей представлений о том, что свежий воздух и движение-это жизнь!
- Игры на развитие ловкости, быстроты реакции и движения;
- Игровые упражнения на тренировку дыхательной системы, равновесия;
- Тренировка в беге и прыжках.
Игры с правилами.
Способствуют отработке правильных элементарных представлений об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей о здоровом образе жизни.
Используя для обучения и воспитания детей игровые технологии можно создать:
прочную здоровьесберегающую среду;
сформировать представления детей о составляющих компонентах здоровья и осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
снизить уровень заболеваемости воспитанников;
повысить уровень здоровьесберегающей культуры;
заинтересовать родителей как участников здоровьесберегающего процесса.
В прошлом году РЖД реализовало проект «Урок здоровья» в реализации которого все эти принципы были соблюдены. Дети играя учились правилам ЗОЖ, закрепляли и расширяли свои знания. О крепкости усвоения информации в такой форме говорит то, что они до сих пор помнят персонажей и игры, в которые мы продолжаем играть.