Елена Володина
Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС
Фришман И. И.
Заместитель Председателя СПО – ФДО, директора ФГНУ
«Института психолого- педагогических проблем детства»
РАО, доктор педагогических наук, профессор
Произошедшие изменения в экономических, социальных условиях жизни нашей страны определили направления перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Техническое развитие, научные открытия, культурное разнообразие, вызовы и риски глобализации опережают способность человека осмысливать социальные изменения, прогнозировать сво будущее. Приоритетной становится сфера образования, в которой формируется способность личности «уметь учиться». Интеллект и творческий потенциал человека представляет собой конкурентоспособное преимущество на рынке труда.
Публикация «Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС» размещена в разделах
Принятие нового Закона об образовании в 2012 г. зафиксировало переход от стадии разработки ФГОС (начавшийся в 2005года) к этапу поиска основных технологий его реализации. В основе Стандарта лежит системно–деятельностный подход, связанный с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
Это не случайно. Педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три: игровую, учебную и трудовую. На практике их интеграция в сотрудничестве учителя и ученика позволяет преобразовывать учебный материал в познавательную «ситуацию развития». Подтверждение этого мы находим в трудах Л. С. Выгодского: «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведт за собой», а не служит просто обогащению ребнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».
2
К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека, определяющая для его жизненного самоопределения.
Вновь обратимся к трудам Л. С. Выготского: «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».
3
При этом большинству игр присуще четыре признака:
1. Свободная развивающая деятельность.
2. Творческий, импровизационный активный характер этой деятельности.
3. Эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности.
4. Наличие правил, отражающих содержание игровых действий участников.
В структуру игры органично входят : целеполагание, планирование, реализация
цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект.
Анализируя современное состояние педагогической практики, готовность педагогов к реализации ФГОС, можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия всех субъектов системы образования (педагоги, родители, обучающиеся).
Прежде чем разрабатывать и применять игровую технологию, учителю необходимо изучить феномен игры во всм его многообразии. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.
2
Выготский Л. С. Психология развития человека. — М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
3
там же. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2. https://додмск. рф
33
Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта:
в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей
знаний;
как элемента более широкой технологии;
в качестве способа, прима, метода, средства обучающего диалога при решении
социальных, нравственных задач;
как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности
и информационной насыщенности.
Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач связана с пониманием того, что преобразование игры, игровой деятельности в технологию становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм контроля его достижений.
Очевидно, что используя игру, игровую деятельность как технологию, необходимо применять критерии результативности (обеспечение поставленной цели, воспроизводимости (возможности использовать в измененных условиях, транслируемости (возможности передачи опыта е использования в виде знаний).
Именно поэтому дословный перевод понятия «технология» с греческого – наука о мастерстве. Овладение этим мастерством позволит на практике достичь новый уровень доступности и качества российского образования.