Оксана Еретина
Роль игровых методов в обучении рисованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 21
«Аленький цветочек» г. Саяногорск
Воспитатель: Еретина О. А.
Роль игровых методов в обучении рисованию детей дошкольного возраста.
Наиболее значимыми в дошкольном возрасте являются игровые приемы, потому что основной деятельностью дошкольников является игра.
Публикация «Роль игровых методов в обучении рисованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла.
Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом (исследования Г. Г. Григорьевой). Все игровые приемы можно разделить условно на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала) и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровое упражнение (Е. А. Флерина). Оно используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Состоит из одной части, выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно – игрового действия (скачет зайчик, наматываем клубочки).
Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.
Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку, его действиям (мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов, которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание.
Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет, нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение, самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.
Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.
Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка: «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.
На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых приемов, приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей. Например, дети-художники (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т. п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа, или взаимоотношения между персонажами или людьми.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых учебных и творческих задач.
Библиографический список
1. Григорьева Г. Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание -1990.-№8. – с. 28-35.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей. - М. : Просвещение, 1991.- 207 с.
3. Усова A.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976.- 96 с.