Инна Дьяченко
Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – экологическая. На современном этапе развития социума все нарастающие противоречия в системе «человек – общество – природа» привели к тому, что мир оказался на пороге глобального экологического кризиса, ставящего под угрозу возможность существования не только будущих поколений, но и всей биосферы в целом. В сложившейся ситуации необходимы переосмысливание существующей системы ценностей, морально – нравственных установок и ориентация на личность с высоким уровнем экологической культуры. В связи с этим большое значение приобретает экологическое образование человека любого возраста и профессии.
Публикация «Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
В «Законе об Образовании» от 01.09.2013 года № 273-ФЗ в главе 1 ст. № 3, говорится о том, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [6]
Экологические знания и культура закладываются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования дошкольников. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен познавать природу, учиться любить ее, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Новое время требует от детского сада развивающего содержания, форм и методов работы с детьми соответствующих высокому качеству.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО от 17.10.2013 года № 1155, в котором в рамках образовательной области «Познавательное развитие» рассматриваются задачи экологического образования детей и определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Обращаясь к экологическому образованию детей, выделяют следующие социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [5]
Ведущей, особой формой деятельности детей дошкольного возраста, является игра. Игра - это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывают переживания у детей и оказывает влияние на формирование бережного отношения к ней.
Познание природы, взаимодействие с ней требует учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. [3, с. 123]
Поэтому именно в сюжетной игре организованной воспитателем ребенок познает природу и взаимодействует с ней.
В экологическом образовании дошкольников используются ролевые экологические игры, которые основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности; соответствующих ролей, системы отношений, они инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры приближают участников к условиям реальной жизни. [1, с. 47]
Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Их характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспиательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
- игру поводит воспитатель: он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берут одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой : следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. [3, с. 124]
Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литературные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие». [2, с. 182]
Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (поведения).
Игрушка не может заменить животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элементом обучения. Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей разного дошкольного возраста реалистических представлений о животных. [2, с. 13]
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Исследователем И. А. Комаровой было сделано предположение, что
куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии
могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон и др. Выбор этих персонажей неслучаен. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей.
Смена позиций выступает как положительный фактор обучения
активизируется умственная деятельность детей. Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников. [2, с. 184]
Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Игры - путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В ходе этих игр дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д.
Благодаря ИОС ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. [4, с. 12]
Игровые обучающие ситуации, являются одним из основных средств экологического образования дошкольников, в процессе решения которых, дети приобретают определенный опыт поведения в природной среде, у них формируется собственная модель поведения, экологическая этика, нравственное отношение к природе и её богатствам.
Список литературы:
1. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников : учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник»,
2011. – 103 с.
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 184 с.
4. Николаева, С. Н., Комарова, И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С. Н. Николаева, И. А. Комарова – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] : (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва,
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"