МААМ-картинки

Роль голоса в работе воспитателя

Елена Ситникова
Роль голоса в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Роль голоса в работе воспитателя

В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом.

Гибкий, послушный, звучный голос в сочетании с правильной передачей текста – залог успеха в работе воспитателя.

Необходимым условием хорошего звучания голоса является правильное дыхание. Дыхание в покое отличается от дыхания во время речи частотой и продолжительностью вдоха и выдоха, а также количеством вдыхаемого воздуха. В покое вдох – выдох – пауза происходят равномерно. Во время разговора или чтения характер дыхания меняемся: происходит глубокий вдох, короткая пауза и плавный медленный выдох.

Публикация «Роль голоса в работе воспитателя» размещена в разделах

Правильность дыхания легко проверить, вытянувшись лежа на спине, чтобы голова была на уровне с туловищем. Одну руку положить на верхнюю часть живота (для контроля движения брюшного пресса) и сделать глубокий медленный выдох так, чтобы эта часть живота поднялась, а затем медленный выдох, при котором живот должен опуститься. Вдох следует производить неслышно и спокойно, иначе он будет отвлекать внимание слушателя от восприятия речи. Воздух набирать соразмерно с длиной фразы, расходовать экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность свободно произносить фразу любой длины, без перенапряжения голосовых связок. Вдох необходимо делать только во время пауз.

Для речи большое значение имеет выдох, так как во время его появляется звук. Выдох должен быть спокойным, плавным, медленным. Особенно надо следить за дыханием при произношении длинных фраз. Сделав глубокий вдох перед началом фразы, во время пауз произвести добор воздуха – дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу.

В воспитании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые следует проводить в хорошо проветренном помещении, спустя 30-40 минут после еды. В случае появления головокружения упражнение прекратить. После каждого упражнения необходим отдых. Дыхательные упражнения рекомендуется делать систематически, отводя 3-5 минут на каждое.

Упражнение 1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий на счет «раз» (про себя, задержка дыхания выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

Упражнение 2. Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 5 (про себя, задержка воздуха на счет 1-3 (про себя, плавный выдох на счетот1 до 5 (вслух).

Упражнение 3. Исходное положение то же. На счет 1-2 (про себя) глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на выдохе плавный счет от 1 до 10. Затем добирать воздуха и продолжить до 15. Опять добирать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать спокойно, ровно на одном голосе, не снижая его, так чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

Упражнение 4. Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя, задержка воздуха на счет «раз» (про себя, медленный, плавный выдох на звуках ф, с, ш (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

Упражнение 5. Исходное положение то же. Глубокий вдох на 1-2 (про себя, короткая задержка воздуха и на выдохе чтение пословицы-скороговорки (раз дрова, два дрова, три дрова; от топота копыт пыль по полю летит). Длинные скороговорки произносятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу.

Упражнение 6. Исходное положение то же. Чтение скороговорки с дополнительным вдохом:

Как на горке на пригорке (продолжительный вдох)

Жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка (до тридцати трех Егорок).

Ребенок не грибок (дополнительный вдох) в год не вырастишь.

Не тот глуп, кто на слова скуп, (дополнительный вдох) а тот глуп, кто на деле туп.

Наш бык тугогуб, тугогубенький бычок.

Чтобы голос был хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким, его надо развивать. Прежде всего читающий должен найти естественное звучание голоса, при котором не напрягались бы голосовые связки, не вызывались бы затруднения в речи, болевые ощущения, хрипота. Занятия советую вести средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

К своему голосу воспитатель должен относиться бережно. Недопустимо после выступления или продолжительного чтения сразу же выходить на холодный воздух, громко разговаривать (особенно в сырую погоду, так как холодный воздух попадает на разгоряченную слизистую оболочку голосовых связок и приводит к простудным заболеваниям дыхательных путей. Отрицательно действуют на голосовые связки алкогольные напитки и никотин, которые сушат их и приводят к хронической хрипоте. Никотин, кроме того, вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушая нормальный процесс дыхания, раздражает слизистые оболочки полости рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов и ведет к хроническим заболеваниям дыхательных путей.

Для развития голоса можно рекомендовать специальные упражнения, которые проводят осторожно со строгим учетом правильности дыхания.

Упражнение 1. Сесть. Плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно (поочередно) согласные звуки: м, л, н.

Упражнение 2. Исходное положение то же. К согласным звукам м, л, н поочередно прибавлять гласные: и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно.

Упражнение 3. Исходное положение то же. Произнести звуки : ми, мэ, ма, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем убыстряя и к концу наоборот.

Упражнение 4. 1. Произвести счет от 1до 10 на одной высоте, затем повышая голос, а потом понижая.

2. Произвести счет от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко и наоборот.

3. Произвести счет от 1 до 10, начиная медленно, заканчивая быстрее.

Тренировать голос можно на выговаривании пословиц, а также текстов, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

В голосообразовании принимает участие артикуляционный аппарат (губы, язык, мягкое небо, челюсти). От правильной артикуляции зависит звучание голоса. Полезно заниматься и артикуляционной гимнастикой, во время которой в движение приводятся только органы артикуляционного аппарата. Каждое упражнение делается медленно и плавно, без резких переходов.

Упражнения для губ (рот закрыт, губы сомкнуты) :

1. На счет «раз» (про себя) губы трубочкой вытягиваются вперед, на счет «два» растягиваются в стороны.

2. На счет «раз» губы трубочкой вытягиваются вперед, на счет «два, три, четыре» производятся круговые движения вытянутых губ в одну, затем в другую.

Упражнения для челюстей:

1. Нижнюю челюсть опустить вниз, а затем с напряжением закрыть рот.

2. Нижнюю челюсть опустить и медленно двигать вправо, влево.

3. Нижнюю челюсть опустить, повернуть вправо, влево, выдвинуть вперед, опустить вниз, повернуть кругом.

Упражнения для языка:

1. Рот широко раскрыть, произвести круговые движения языком.

2. Рот широко открыть. Языком дотянуться до подбородка, а затем до кончика носа.

Артикуляционная гимнастика проводится индивидуально, перед зеркалом.

Публикации по теме:

Роль проектной деятельности в работе педагога Дошкольное детство важный этап в формировании будущей личности. Каждый ребенок обладает огромными потенциальными возможностями, которые.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Консультация «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах» Игра на детских музыкальных инструментах – один из важных видов детской исполнительской деятельности. Она развивает музыкальные и творческие.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Методическая разработка по теме: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ» Взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Педагогический совет «Роль творческой деятельности воспитателя в соответствии с ФГОС» Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в деятельности детского сада. Задачи:.

Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми. Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив.

Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных.

Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детейРоль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей В рамках проводимого в нашем детском саду педсовета по преодолению агрессивного поведения детей в группе "Самоцветики" совместно с родителями.

Роль воспитателя в развитии строительно-конструктивных игр Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности, содержание которой определено.

Роль воспитателя в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Социально-нравственное воспитание - как никогда очень важный аспект воспитания маленького человечка. Процесс этот, общеизвестно, очень длительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль голоса в работе воспитателя
Опубликовано: 23 июля 2015 в 19:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль голоса в работе воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ситникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД