Инна Зайцева
Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми.
Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
Публикация «Роль развивающих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольника, то здесь встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, второй вопрос — какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра как форма развития ребенка в дошкольном возрасте. Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребёнка в этом возрасте?
По мнению Выготского Л. С. с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте. Игра для ребёнка дошкольника – это борьба. Первое ребёнку хочется получать удовольствия от игры, но есть игры, которые требуют правил конкретно которым нужно следовать, т. е. если ребёнок не научится, то и удовольствия от процесса игры он не получит. Есть инстинктивные игры: «Дочки – матери», в этой игре девочки берут куклы и ими движет инстинкт, да, да, именно материнский инстинкт. По вспоминанием из своей жизни девочки точно также как и их матери качают кукол, пеленают, несут за них ответственность.
По мнению Д. Б. Эльконина (1978, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
В коррекционной работе успешное обучение и овладение детьми необходимыми умениями и навыками зависит не только от построения педагогом, но и структуры дефекта у ребёнка.
Для каждого вида отклонения применяется определённая методика или игровая технология.
Я рассматриваю игры для детей своей категории дефекта - Задержка Психического Развития.
Игры я разделила на некоторые группы:
- Игры с цифрами и числами;
- игры путешествия во времени;
- Игры на ориентирования в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на развития словесно логического мышления;
Я придерживаюсь позиции Выготского, что всё таки игра для ребёнка не может быть основным видом деятельности тем более в старшем подготовительном возрасте, она, является преобладающим видом деятельности. Т. е. обучение необходимо строить в игровой форме. Тем более, что ребёнку с ЗПР трудно взять какую либо развивающую игру и обыграть её самостоятельно на первых парах, даже инстинктивные игры для детей с нарушением эмоционально - волевой сферы иногда создают трудности.
Я предлагаю вашему вниманию развивающую игру, на закрепление математических представлений. Это модуль от игры «Твистер». В дошкольном возрасте дети нашей группы не очень охотно играют в эту игру, так как именно действие и подчинения правилам отталкивает их от игры. Я решила, применить её на закрепление числового ряда.
Правила игры: стрелка показывает на число, необходимо найти по счёту нужного цвета круг и встать на него указанной ногой и т. д.
Закрепляем числительные, какой по счёте сверху - снизу, т. е., как считать в разных направлениях.
Второй вариант этой игры:
Белое поле помогает нам развивать способность ориентироваться на листе бумаге и в пространстве, надеваем шапочки маски, например геометрических фигур и просим детей встать в указанном направлении.
Из опыта:
В самостоятельную деятельность этот игровой модуль попал детям и был интересен, когда изучалась тема «Космос». Дети играли в звёздных воин, конечно здесь можно было бы и порадоваться, но с учётом того, что никто и не вспомнил, что может быть и мирное изучение космоса, конечно же немного огорчило меня.
Заключение:
В заключении хотелось бы вспомнить слова И. Канта: «Предметы, которым обучают детей, должны подходить к их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие». То же можно сказать и об играх. Которые мы предлагаем нашим детям.