МААМ-картинки

Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Татьяна Сумзина
Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Публикация «Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Фольклор является необходимым фактором воспитания личности дошкольника, он способствует формированию образного мышления, обогащению речи, воспитанию любви к родному краю, пониманию собственной принадлежности к русскому народу, воспитанию бережного отношения к национальным традициям, дает великолепные образцы русской речи, которые формируют грамотное восприятие фольклорных форм.

Фольклор имеет важное значение в развитии речевой культуры общества. Соответственно одной из самых актуальных задач воспитателя является демонстрация красоты русского языка через призму устного народного творчества, реализованного в песнях, стихах, прибаутках, потешках, загадках, благодаря которым ребенок формирует речевую культуру, обогащает словарный запас, что способствует полноценному развитию дошкольника.

Воспитание дошкольника путем познания народной культуры и быта способствует формированию первых представлений о Родине, традициях и обычаях, таким образом, через знакомство с истоками национальной культуры и истории в раннем возрасте ребенок получает первые представления о нравственных ценностях народной мудрости.

Немаловажную роль при становлении активной гражданской позиции ребенка имеет работа по знакомству с национальной культурой, которая реализуется в нестандартных формах: игры, пение, показ сказок, рисование, лепка, создание уголков народного быта.

В центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Одной из основных задач деятельности воспитателя заключается в активизации познавательной деятельности, познавательной самостоятельности ребенка. Помимо этого, перед воспитателем стоит ряд задач для необходимой адаптации ребенка в первые дни в детском саду, так как ребенок скучает по своей семье и плохо идет на контакт с детским коллективом, который является местом и средством формирования личности ребенка. В этот период одним из основных помощников для педагога является словесное народное творчество, включающее в себя величайшие поэтические ценности. Поговорками и припевками с давних времен пользуются для воспитания детей, установления с ними контакта. С раннего детства ребенок проявляет интерес к потешкам, напевам, поговоркам. Следует отметить удивительную силу первого детского восприятия малых фольклорных форм. Воспринимая такую форму народного творчества, как потешка, ребенок получает массу положительных эмоций. Грамотно подобранная потешка способствует установлению контакта с ребенком, организации работы с детьми, нормализации атмосферы в детском коллективе.

При выборе потешки необходимо ориентироваться на их простоту и краткость. Потешки обыгрываются различными способами: использование пальчикового театра, масок различных персонажей, игрушек и др. Благодаря игрушкам, ребенок легко запоминает потешки.

Другая форма работы в дошкольном образовательном учреждении представлена в виде игры, которая помогает ребенку полноценно раскрыться, осуществляя погружение в атмосферу быта персонажей, их характер и др. Через игровую форму ребенок познает мир умом и сердцем. Такое раскрытие внутреннего мира ребенка способствует правильному восприятию норм морали. Благодаря игровой форме работы ребенок не только расширяет свой словарный запас, но и познает родной край.

Помимо игровой формы, в работе воспитателя применяется и форма фольклорного праздника, способствующего формированию общей культуры ребенка, которая помогает дошкольнику воспитать любовь к родному краю, познать мир и природу в новых формах. Но самая главная ценность такой формы работы заключается в коллективно-творческой деятельности, предполагающей включение в работу не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек. Данный вид деятельности помогает сплочению коллектива. Подготовка и организация праздника заключается в проектной деятельности всех участников, что способствует успешному развитию познавательной деятельности дошкольника. Не менее важным является завершение праздника, который проходит в позитивной и непринужденной атмосфере.

Пословицы и поговорки – краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающими, которые более доступны детям старшего дошкольного возраста. Такие литературные формы основываются на жизненном опыте предков. Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития юного поколения.

Загадка является формой словесного народного творчества, образного народного мышления. Такая форма работы с детьми формирует познавательный интерес детей, развивает воображение, воспитывает бережное отношение к окружающему миру. Открытие богатства загадок дает понять окружающий мир ребенку. Именно такая форма приводит к важности значения народных произведений, раскрывает внутреннее богатство и мир народного промысла и традиций, познанию окружающего мира.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить особую роль знакомства с фольклорными произведениями, дает возможность раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка, нравственно – патриотического воспитания, что является положительным зачатком воспитания и социализации личности, гражданина.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2022 в 21:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора в познавательном развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сумзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД