Парахина Светлана
Роль фольклора как средства патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль фольклора как средства патриотического
Актуальность. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. В наши дни произведения устного народного творчества практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Современный этап развития нашего общества характеризуется обострением экономических, социальных и политических проблем, изменением взглядов на морально-этические ценности. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растёт и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Успешное же развитие любого человеческого общества определяется наличием в нем как материальных, так и духовных ценностей, имеющих жизненно важное значение для людей. Важнейшим из них безусловно является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику и политику конкретного народа и государства.
Публикация «Роль фольклора как средства патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.
Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Цель патриотического воспитания через фольклор : пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.
Задачи:
Образовательные:
знакомить детей с народным фольклором : колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д., знакомить с русскими народными подвижными играми;
Развивающие:
развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;
Воспитательные :
-воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким - посредством слушания фольклорных произведений.
-воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
-пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию потешек, игр-забав.
В работе по патриотическому воспитанию с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора :
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Календарный - заклички и приговорки.
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки, дразнилки, поддевки, перевёртыши.
Дидактический – сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В раннем возрасте используется первый вид фольклора. Рассмотрим его более подробно.
Поэзия пестования (материнская поэзия). В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких «Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.
Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными физическими действиями.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире, Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах. Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Прибаутку можно легко инсценировать как короткое театральное действо. Поэзия пестования (материнская поэзия) позволяет заложить начало патриотического воспитания с раннего возраста. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С музыкальным фольклором детей раннего возраста я знакомлю на музыкальных занятиях, во время проведения досугов и праздников. Народная музыка вызывает у детей интерес, приносит им радость, создает хорошее настроение. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, игры, а также народные мелодии, которые я применяю в работе, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Такая углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:
у детей расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций; формируются первые представления о культуре своего народа;
обогащается словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, народные сказки и песни;
- формируются двигательные навыки, чему способствуют подвижные игры, пляски, хороводы;
- формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости.
- развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, развивается чувство коллективизма;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно, в свою очередь воспитывает чувство национальной гордости.