Лариса Юрьевна Бойко
Роль физминуток в социализации детей в условиях интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких здоровых детей – наша задача
Занятия с детьми, игры проходят за столом, в неподвижном состоянии, а длительное нахождение в одном положении для детей с нарушением зрения очень тяжелая нагрузка. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию.
Важно для наших детей вовремя предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые признаки и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления:
Публикация «Роль физминуток в социализации детей в условиях интеграции» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, их замедленность;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Эффективными способами предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности, для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки.
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
На эффективность проведения физкультминуток влияет прежде всего предварительно продуманная работа воспитателя по подготовке и подбору материала, упражнений и составлению комплекса физминутки.
Комплекс обычно составляется из 4-5 упражнений, либо предлагаются для разучивания с детьми готовые физкультминутки в стихотворной форме, которые можно найти в книгах, интернете. Сопровождать их лучше под музыку (бубен, аудизапись, это способствует яркому эмоциональному восприятию.
Основные требования при организации физкультминуток:
- упражнения должны быть просты, интересны и хорошо знакомы детям;
- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
- произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
- выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
- никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;
- если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
По результатам проведения в нашем саду медицинского обследования детей, выяснилось, что только в нашей старшей группе из 17 человек – у 15 плоскостопие, у троих пупочная грыжа, у одной девочки паховая грыжа и искривление грудной клетки.
Поэтому в комплекс физминутки нужно включить хотя бы по одному упражнению направленному на активную работу различных мышечных групп, их расслабление, на формирование и укрепление осанки, для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, для ног, рук. Ещё помимо физических элементов могут входить упражнения для глаз, упражнения на дыхание, самомассаж.
Виды упражнений для физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук или пальчиковые гимнастики;
- упражнения для профилактики нарушения осанки;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика.
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления
Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте или с переходом в положение стоя.
Мы писали
Мы писали, рисовали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покружимся бочком,
Сядем и писать начнем.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
2. Упражнения для кистей рук:
При работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. У детей этого возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки для них нежелательны. Процесс рисования, письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка еще недостаточно развит. Для это разработаны пальчиковые гимнастики.
Птичка
Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.
- Птичка хочет есть?
Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».
- Птичка хочет пить?
Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».
- Птичка хочет спать?
Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».
- Птичка хочет играть?
Движением кисти влево - вправо дети отвечают: «Нет»
Цепочка
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем.
Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.
3. Упражнения для профилактики нарушения осанки
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности.
Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Отчего может нарушаться осанка? Одна из причин заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Следует помнить, что сидение - не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы, спины, живота (наклоны в четырёх направлениях, ног (приседания, прыжки).
Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы.
Ходьба.
на месте;
на носках, руки вверху;
на пятках, руки за головой.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Ёлочки.
«Ели» -стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.
Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки-
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
Аист.
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую ногу, то левую, согнутую в колене. И так же плавно опускаются.
-Аист, аист длинноногий,
покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова – левою ногою.
После - правою ногою,
После – левою ногою,
И тогда придёшь домой.
Равновесие.
Воспитатель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
4. Упражнения для профилактики плоскостопия
В качестве профилактики нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.
Исходное положение - сидя на стуле.
• Сгибать - разгибать пальцы ног
• Как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.
• Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
Исходное положение - стоя.
• Приподниматься на мысочках.
• Стоя на мысочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
• Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении не меньше 30-40 секунд.
• Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
• Приседать, не отрывая пяток от пола.
• Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поджатыми пальцами, с поднятыми пальцами
• Ходьба босиком по неровной поверхности – по жесткой траве, рыхлой почве, песку, камням и мелкой гальке.
• Ходьба боком по бревну.
Ходьба по массажным коврикам, ребристым дорожкам
Все перечисленные упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени и чрезвычайно полезны.
Упражнения выполняются босиком, каждое не менее 10 раз.
5. Глазная гимнастика
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза.
Деятельность детей постоянно сопряжена со зрительной нагрузкой на глаза. Поэтому эту гимнастику лучше взять как отдельную физкультминутку. Проводить 4-5 раз в течении всего дня, не только на занятиях и играх, но и во время прогулки, во время активного отдыха, после дневного сна. Лучше если они будут в стихотворной форме, так как это положительно влияет на эмоции детей и их работоспособность.
(Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
При проведении упражнений для глаз хорошо использовать различные ориентиры - зрительные стимулы (цветные шарики, игрушки и т. д). Их применение позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.
Сейчас очень много электронных глазных физкультминуток. Для этого нужен компьютер, с программой Power Point, мультимедийный проектор.
Эти гимнастики составлены на основе методики Аветисова Э. С., учитывая рекомендации автора. Можно использовать на занятии, во внеурочное время, дома. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.
6. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Самолётики
- Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
Ещё хочу предложить вашему вниманию энергетический самомассаж. Это переделанный и адаптированный в игровую форму для детей с нарушением зрения самомассаж по книге психолога Некрасова А. А., добавили нравственные предпосылки для воспитания любви к ближнему, к Родине, ко всей планете. Весь комплекс проводим стоя босиком, на массажных ковриках. Данный массаж желательно проводить утром перед занятиями. Он активизирует мыслительные процессы, память, внимание, повышает иммунитет, формирует положительный настрой на предстоящий день, повышает самооценку ребёнка, воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру.
1. Встаём на массажные коврики.
2. Массаж пальчиков на каждой руке (растирание, поглаживание);
3. Массаж ладошек (растирание ладошек друг об друга, разминание ладошки пальчиками);
4. Массаж запястья, «одевание браслетов»;
5. Массаж ушей (сверху вниз пощипывание ушка, мочки уха, растирание ушей «шум в ушах»;
6. Массаж шеи (пальчиками растираем шею и плечи»;
7. Массаж головы (рисуем спиральки на голове от шеи, поднимаясь к затылку);
8. Массаж глаз (вверх-вниз, вправо-влево, по часовой стрелке, против часовой стрелке, подмигивание, моргание);
9. Массаж спины (поясницу растираем пальчиками);
10. Массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, затем втягивание – надувание живота);
11. Массаж груди (поглаживание сердца)
12. Массаж ягодиц и бёдер (постукивание кулачками);
13. Массаж стоп (хождение по массажному коврику);
14. Упражнение «Солнышко» - закрываем глаза, представляем что наполняем себя солнечным светом, распределяя лучики по всем частям тела.
15. Упражнение «Любим себя» - обнимаем себя, говорим за что любим себя.
16. Упражнение «Любим друг друга» - обнимаем друг друга.
17. Упражнение «Любим Детский сад» - мысленно обнимаем, расставив руки весь детский сад, даря ему свою любовь.
Физкультминутки не должны мешать проведению занятий, у детей выполняемые упражнения не должны вызывать утомление или возбуждения. Упражнения должны увлекать детей, вызывать положительные эмоции
Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками обязан помнить, что главное назначение физкультминуток – активный отдых.
Литература:
1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практическая разработка физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). –М. : ВАКО, 2005г.
2. Н. В. Нищеева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2008г.
3. С. А. Левина, С. И. Тукачёва. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2005.
4. И. Е. Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. М. : Айрис-пресс, 2008.
5. И. Е. Аверина. Дошкольное воспитание и развитие. Физкультурные минутки в детском саду. М. : Айрис-пресс, 2009.
6. Л. П. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М, : Издательство: АСТ ISBN, 2005г.
7. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развития навыков письма у детей 6-8 лет. Издательство АРКТИ, 2006г.
8. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003.
9. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в детском образовательном учреждении. Издательство: Учитель. - 2005г.
10. Некрасов А. А. Живые мысли. Издательство: АСТ, 2009 г.