Светлана Викторовна Солодкова
Роль дыхательной гимнастики в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре коррекционно - -логопедичеких занятий с детьми.
Публикация «Роль дыхательной гимнастики в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Который, играет ключевую роль в речи. Перед нами (логопедами и родителями) встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходя- щий автоматически, рефлекторно. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительно -сти выдоху.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания.
Речевое дыхание является произвольным (сознательно контролируе- мым). При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
ПРАВИЛА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.
Вдох носом –выдох тонкой струйкой через рот.
Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
Вдыхать, захватывая ртом воздух.
Недопустимо раздувать щеки при выдохе.
Необходимо обращать внимании ребенка на работу губ. они не должны быть «вялыми». Если не получается целенаправленный выдох, нужно воспользоваться соломинкой и дуть через нее, плотно обхватив губами. После того как ребенок «почувствует работу губ» соломинку можно убрать.
Не стоит забывать, что любой новый навык закрепляется с помощью волевого усилия и самоконтроля. поэтому при любых занятиях нужно обращать внимание ребенка на необходимость упражнений и просить сосредоточиться на том, что он делает. Давать качественную оценку его действиям и направлять в случае ошибки на верный путь.
ПРОВОДЯ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ, ИСПОЛЬЗУЮТ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ.
«Кораблики»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно выдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
«Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Пузырьки»
Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Фокус»
Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа. (следите чтобы н/челюсть и губа не подтягивалась вверх, щеки не раздувались. Ели упражнение выполнено правильно- ватка летит вверх.
«Свеча»
Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
«Зима» «лето»
Высунуть язык блинчик. подуть на кончик языка. меняя температуру воздуха «зима-лето». Зима (язык плоский, лето (боковые края языка приподняты).
«Мыльные пузыри»
Пускать мыльные пузыри через соломинку (корпус от ручки, пластмассовую трубочку и пр.) Стараться надувать большие пузыри. Это упражнение-игра формирует у ребенка носовое дыхание и длительный целенаправленный выдох.
Укрепляет мышцы губ и щек.
«Горшочек каши»
Налить в стакан немного мыльного раствора. Опустить в него соломинку для коктейля. Дуть в нее длительно. Получившиеся мыльные пузырики будут подниматься, а потом выходить за пределы стаканчика. Дуть до тех пор пока «каша» не закончиться.
«Летающие полосочки»
Нарезать полосочки из бумаги. Плотно сжать бумажку между губами (не слюнявить, губы как бы убрать во внутрь). затем резко произнести звук П- резко «выбросив» губы вперед. Данное упражнение укрепляет мышцы щек и губ.
Тренирует силу выдох
«Тихо-громко»
Ребенку предлагается дуть через соломинку в стакан с водой. Тихо- дуем ез голоса. Громко с голосом (гудеть). По команде ребенок «включает и выключает»голос. Данное упражнение учит ребенка синхронизировать голос и дыхание.