Гудкова Татьяна Николаевна
Роль дидактической игры для детей с ЗПР при подкотовке к школе
Роль дидактической игры для детей с ЗПР при подкотовке к школе.
[/h4]
Ребенок сначала играет с окружающими его предметами, а затем – с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Игра – это «дитя труда». Ведь ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит эту самую деятельность в свою игру.
Публикация «Роль дидактической игры для детей с ЗПР при подкотовке к школе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях.
Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода, а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана – ведут корабль по заданному курсу на основе выполненных расчетов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.
Поэтому, по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактические игры особенно необходимы в коррекционно-воспитательной работе с детьми шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому развивающему материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к развивающему материалу. Как показывает опыт, дети с ЗПР в неигровых ситуациях обучаются с большим трудом.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, стимулировать их познавательный интерес, развивать речь, опыт общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями сокращается постепенно. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме) также происходит постепенно.
Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия.
Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.
1. Игра «Составим узор»
Цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Оборудование. Набор из 9 фигур: красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 синих и красных квадрата.
Ход игры. Педагог предлагает одному ребенку составить узор на магнитной доске, другим – у себя на листе бумаги. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора педагог предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты.
2. Игра «Составим букет»
Цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, числе и цвете предметов.
Оборудование. Рисунки цветов разных размеров.
Ход игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше – мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек, васильков, больших и маленьких цветов.
3. Игра «Наоборот»
Цель. Развитие речи у детей, включение их в активный понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий».
Хо игры. Бросая мяч, педагог называет слово. Ребенок, поймав мяч, называет противоположное слово и возвращает мяч педагогу. Например: толстый-тонкий; большой-маленький; высокий-низкий; глубокий-мелкий; тяжелый-легкий; широкий-узкий; длинный-короткий.
4. Игра «Построим аквариум для рыбок»
Цель. Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Оборудование. Подготовить заранее фигурки 10 рыбок разного размера (6 желтых и 4 красные) и 4 полоски бумаги.
Ход игры. Дети вырезают заранее большие и маленькие рыбки. На занятии педагог предлагает одному ребенку на магнитной доске, а остальным у себя на листе бумаги построить аквариум (выложить его из полосок бумаги, опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем – маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько желтых. Рыбки могут плавать слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
5. Игра «Дополнение»
Цель. Развитие речи детей.
Оборудование. Рисунки самолета, вертолета, ракеты, птицы, бабочки.
Ход игры. Педагог на магнитной доске размещает рисунки (сверху вниз): ракета, самолет, вертолет, птица, бабочка – и объясняет детям задание: закончить предложение, начатое педагогом. Например: высоко в небе летит (ракета); ниже ракеты летит (самолет); самолет летит (выше вертолета); если птица летит выше бабочки, а вертолет выше птицы, то вертолет летит (выше бабочки); если выше птицы летит вертолет, а ниже – бабочка, то птица находится (между вертолетом и бабочкой).
Гудкова Т. Н., учитель-дефектолог