Лучший педагог года

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника

Елена Колбасова
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника
▼ Скачать

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» размещена в разделах

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение и является серьёзной формой воспитания. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей.

Практические особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и восприятия детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Можно выделить следующие особенности игры дошкольника :

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности дошкольного возраста.

2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра сопутствует формированию всесторонней личности ребёнка, приводит к значительным изменениям в его психики.

5. Игра – важное средство умственного развития ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы :

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры – путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими результатами;

5. Игры на развитие логического мышления.

К первой группе игр относятся обучение детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием всех чисел в пределах 10/20, путём сравнения равных и неравных групп предметов, сравниваются две группы предметов.

Изучения количественных отношений процесс сложный, поэтому их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Следует подбирать игры в соответствии с программными требованиями при этом учитывать возможности участие детей в игре и интерес к ним. Перед играми с более трудным математическим содержанием следует использовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения, т. к. у детей дошкольного возраста трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, даже очень полезной, видоизменять.

Игры «Чудесный мешочек», «Считай не ошибись», «Что бывает по два (три, четыре, пять?», «Какой игры не стало?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», «Составь цифру», «Задумай число» и т. д.

Вторая группа математических игр (игры – путешествия во времени). Так как у детей нет абстрактного мышления и для понимания таких понятий как неделя, месяц, время суток и т. д. имеет большое значение использования дидактических игр : «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Что мы делаем?», «По порядку стройся» и т. д.

В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Цель игр – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях, определять своё место по заданному условию. Дети в этих игровых овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому и к себе : игры «Художник», «Кто больше», «Где игрушка?» .

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата и т. д., обследовать геометрическую форму предметов, упражняются в различении форм: «Найти такой же», «Чудесный мешочек», «Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?» и т. д.

Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей и детей так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию непосредственного мышления, развивают сенсорные способности пространственные, смекалку и сообразительность. В ходе обучения способам решение задач на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоение детьми умение и навыки готовили ребят к более сложному действию. Цель – учить детей приёмом самостоятельного поиска решений задач, не предлагая готовых способов, образов решения.

В ходе игр дети осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений. «Как это можно использовать?», «Назови одним словом».

Важное условие эффективности обучение математике – это внимание детей. Поэтому большое значение следует уделять воспитанию произвольного внимание у дошкольников. Для того в занятие необходимо включать специальные упражнения и задания.

Дидактические игры на занятии по ФЭМП благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у старших дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Учение должно быть радостным!

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Выступление из опыта работы " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр " Подготовила.

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений» Цель: выяснить, какова роль.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников среднего возраста. Количество и счёт.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры.

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей» консультация «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Понятие.

Презентация на тему: Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Продуктивная деятельность детей в развитии элементарных математических представлений Продуктивная деятельность детей в развитии элементарных математических представлений Формирование, развития детской личности – это одно.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №103» Роль дидактических игр в развитии элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 06:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колбасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД