Елена Евгеньевна Лазарева
Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют
представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять
характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также
устанавливать простейшие взаимосвязи. Мною был разработан (из личного опыта
работы и методической литературы) комплекс дидактических игр, способствующих
Публикация «Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Составление геометрических фигур
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2
квадрата и делят на треугольники
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и
обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники
и четырёхугольники.
Цепочка примеров
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический,
например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т. д.
Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку.
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие
группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.
Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Только одно свойство
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро
выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт
на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру,
отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой
треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой
треугольник. Игра строится по типу домино.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого
размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12
геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные
геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.
Назови число
Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и
называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа
– 6 и 8 (сначала меньшее)
Сложи квадрат
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование
логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 8080мм. Оттенки
цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав
квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету. По номерам. Сложить из кусочков целый квадрат.
Придумать новые квадратики.
Игры с цифрами и числами
В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот
момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не
только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например,
цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому
что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в
дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого
десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся,о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т. д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют
закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество
соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку, то он становится ведущим.
Игра «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с
различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку.
Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте
загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Игра «Считай - не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел
натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч.
Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком
порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих
мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна
проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность
как большему количеству детей принять в ней участие.
Игра «Которой игрушки не стало?». Ведущий выставляет несколько разнородных
игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все
закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют,
какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей
справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим
Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на
право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается,
откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком
несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая
стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и
занимает место ведущего.
Игры путешествие во времени
Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.
Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день
следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день
следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день
следующий?» и т. д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они
могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д.
Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся.
Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели,
например от вторника до вторника.
Игры «Наш день», «Когда это бывает?». Детям раздаются карточки, на которых
изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.
За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.