Алла Борисенко
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста.
Дидактические игры играют важную роль в развитии познавательных способностей детей раннего возраста. Значимость и ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются и используются в развивающих целях.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром. Этот мир он познает с помощью наблюдения, ощущения через определенные действия с предметом. Ему все хочется потрогать руками, внимательно рассмотреть и узнать, для чего нужен тот или иной предмет, поэтому дидактические игры становятся одним из важнейших средств познавательного развития, которое также способствует развитию и эмоциональной сферы ребенка.
Воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу малыша через дидактические игры, у ребенка формируются навыки и умения осваивать признаки предметов, учиться их обобщать, сравнивать, классифицировать.
Познакомившись с новым предметом, ребёнок может узнать, что это за предмет и для чего он нужен? Совершенствовать свое представление о нем. В ходе игры педагог может предать дидактической игре творческий характер, что способствует развитию воображения у ребенка.
В самостоятельной деятельности дидактические игры позволяют расширять у детей раннего возраста познавательные интересы, развивать такие черты характера ребенка, которые позволяют ему полноценно и активно развиваться.
Виды дидактических игр для детей второй группы раннего возраста :
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры.
Требования к их проведению дидактических игр в раннем возрасте.
К организации дидактических игр во второй группе раннего возраста предъявляются такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
• Игра должна соответствовать возрасту детей и требованиям ФГОС.
• Участие в игре должно быть добровольным.
• У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
• Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
• С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
• Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
• Очень важен положительный эмоциональный фон.
Игры с предметами
Планируя предметные игры со своими воспитанниками, я продумываю такие моменты:
• Организация места для игры.
• Подбор материалов.
К играм с предметами относятся такие игры, как: «Собери пирамидку», «Башенки – вкладыши», «Подружки для матрешки», «Серпантины», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Маша заболела», «Угостим куклу чаем», «Шнуровка», «Геометрические пирамидки», «Логический куб», «Наши игрушки», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек?», «Кто позвал?», игры с конструктором и т. д.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:
• Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
• Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз, но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.
Примеры настольно – печатных игр – «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Картинки и игрушки», «Лото», Домино» и т. д
Словесные игры
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые, например игра «Дождик», «Кто как кричит?», а в последствии им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»).
Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:
• способствуют формированию правильного звукопроизношения;
• развивают связную речь;
• активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
• способствуют обогащению, пополнению словаря;
• учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
• развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.
•
К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:
• Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
• Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
• Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.
• Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.
Задачи дидактических игр.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть :
• по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
• по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
• по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
• по ознакомлению с природой;
• по ознакомлению с предметным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
• развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
• нравственное воспитание малышей;
• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Приё мы:
При проведении дидактической игры с малышами наиболее целесообразными приё мами являются:
• внезапное появление объектов, игрушек;
• загадывание и отгадывание загадок;
• чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
• создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
• обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
• сюрпризный момент (нужно найти спрятанный предмет);
• изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
• показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
• демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
• элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
В своей практической работе я использую разные дидактические игры, как приобретенные в магазине, так и сделанные своими руками, которые обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, способствуют развитию умственного, эстетического воспитания, создают условия для детского экспериментирования, то есть способствуют развитию познавательных способностей детей второй группы раннего возраста.
«Найди такой же предмет», «Один и много», «Собери бусы», «Выложи картинку» и т. д. – игры из фетра;
«Большой и маленький», «Веселые карманы», «Подбери рукавичку» и т. д. –игры из фоамерана;
«Тихо – громко» - игры из круп, бобовых и пластиковых бутылочек;
«Веселые катушки», «Разноцветные шнурки» и т. д. – игры из атласных лент, цветных шнурков и втулок от фольги.
Так интерес и удивление у малышей вызывает:
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.
В зависимости от наполнения коробки (маленькие шарики, камешки, пуговицы, ракушки, геометрические формы из пенопласта и дерева, так же другие предметы, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Фетрография, это комплекс дидактических игр. Изготовленные из фетра разные предметы (божьи коровки, яблоки, тучки, домики, солнышко, цветочки, грибочки, кружочки разного размера, квадраты, треугольники и т. д.) я использую для дидактических игр : «Собери бусы по образцу», «Один и много», «Собери (выложи) предмет»; «Большой и маленький», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее?»
И в заключении приведу цитату - Ж. – Ж. Руссо
«Любите детство: поощряете его игры, его забавы, его инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»