Лучший педагог года

Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста (4 фото)

Алла Борисенко
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста.

Дидактические игры играют важную роль в развитии познавательных способностей детей раннего возраста. Значимость и ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются и используются в развивающих целях.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах

В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром. Этот мир он познает с помощью наблюдения, ощущения через определенные действия с предметом. Ему все хочется потрогать руками, внимательно рассмотреть и узнать, для чего нужен тот или иной предмет, поэтому дидактические игры становятся одним из важнейших средств познавательного развития, которое также способствует развитию и эмоциональной сферы ребенка.

Воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу малыша через дидактические игры, у ребенка формируются навыки и умения осваивать признаки предметов, учиться их обобщать, сравнивать, классифицировать.

Познакомившись с новым предметом, ребёнок может узнать, что это за предмет и для чего он нужен? Совершенствовать свое представление о нем. В ходе игры педагог может предать дидактической игре творческий характер, что способствует развитию воображения у ребенка.

В самостоятельной деятельности дидактические игры позволяют расширять у детей раннего возраста познавательные интересы, развивать такие черты характера ребенка, которые позволяют ему полноценно и активно развиваться.

Виды дидактических игр для детей второй группы раннего возраста :

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры.

Требования к их проведению дидактических игр в раннем возрасте.

К организации дидактических игр во второй группе раннего возраста предъявляются такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

• Игра должна соответствовать возрасту детей и требованиям ФГОС.

• Участие в игре должно быть добровольным.

• У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.

• Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.

• С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.

• Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.

• Очень важен положительный эмоциональный фон.

Игры с предметами

Планируя предметные игры со своими воспитанниками, я продумываю такие моменты:

• Организация места для игры.

• Подбор материалов.

К играм с предметами относятся такие игры, как: «Собери пирамидку», «Башенки – вкладыши», «Подружки для матрешки», «Серпантины», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Маша заболела», «Угостим куклу чаем», «Шнуровка», «Геометрические пирамидки», «Логический куб», «Наши игрушки», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек?», «Кто позвал?», игры с конструктором и т. д.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

• Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.

• Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз, но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Примеры настольно – печатных игр – «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Картинки и игрушки», «Лото», Домино» и т. д

Словесные игры

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые, например игра «Дождик», «Кто как кричит?», а в последствии им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»).

Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

способствуют формированию правильного звукопроизношения;

развивают связную речь;

• активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;

способствуют обогащению, пополнению словаря;

• учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;

развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:

• Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.

• Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.

• Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.

• Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.

Задачи дидактических игр.

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть :

• по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

• по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);

• по развитию речи (пополнению и активизации словаря);

• по ознакомлению с природой;

• по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;

• нравственное воспитание малышей;

развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приё мы:

При проведении дидактической игры с малышами наиболее целесообразными приё мами являются:

• внезапное появление объектов, игрушек;

• загадывание и отгадывание загадок;

• чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);

• создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);

• обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);

• сюрпризный момент (нужно найти спрятанный предмет);

• изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);

• показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);

• демонстрация взрослым последовательности игровых действий;

• элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

В своей практической работе я использую разные дидактические игры, как приобретенные в магазине, так и сделанные своими руками, которые обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, способствуют развитию умственного, эстетического воспитания, создают условия для детского экспериментирования, то есть способствуют развитию познавательных способностей детей второй группы раннего возраста.

«Найди такой же предмет», «Один и много», «Собери бусы», «Выложи картинку» и т. д. – игры из фетра;

«Большой и маленький», «Веселые карманы», «Подбери рукавичку» и т. д. –игры из фоамерана;

«Тихо – громко» - игры из круп, бобовых и пластиковых бутылочек;

«Веселые катушки», «Разноцветные шнурки» и т. д. – игры из атласных лент, цветных шнурков и втулок от фольги.

Так интерес и удивление у малышей вызывает:

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки (маленькие шарики, камешки, пуговицы, ракушки, геометрические формы из пенопласта и дерева, так же другие предметы, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Фетрография, это комплекс дидактических игр. Изготовленные из фетра разные предметы (божьи коровки, яблоки, тучки, домики, солнышко, цветочки, грибочки, кружочки разного размера, квадраты, треугольники и т. д.) я использую для дидактических игр : «Собери бусы по образцу», «Один и много», «Собери (выложи) предмет»; «Большой и маленький», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее?»

И в заключении приведу цитату - Ж. – Ж. Руссо

«Любите детство: поощряете его игры, его забавы, его инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»

Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста
Фото №1 Дидактические игры дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста Фото №2 Дидактические игры играют важную роль в Фото №3 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Перспективный план познавательных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) второй кварталПерспективный план познавательных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) второй квартал ДЕКАБРЬ Кошка Цель. Формировать умение узнавать и называть на картинках, в игрушках кошку; представления о внешнем виде, повадках. Формировать.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста
Опубликовано: 3 мая 2022 в 11:17
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей второй группы раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Борисенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД