МААМ-картинки

Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников

Ольга Мацнева
Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема настоящего времени. В последнее время развитие информационных технологий породило тенденцию к снижению качества общения между ребенком и взрослым. Вина современных родителей в том, что они почти не общаются с детьми, подсаживая их на электронные гаджеты, экономят своё время, забывая о том, что речь и духовно-нравственные качества развивается только в общении, только в диалоге, только во взаимодействии взрослых и детей.

Публикация «Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. И какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят [4].

Одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является родная речь, в частности художественное слово [2].

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании [3]

Для реализации поставленных задач во время проведения используются следующие формы работы:

•чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;

•проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;

•чтение произведений и пересказ с элементами театрализации;

•викторины и инсценировки по сказкам, сочинение сказок;

•речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.);

дидактические игры: «Вежливые слова», «Цветок красивых слов», «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Круг желаний», «Тайный друг», «Вспомнить сказку», «Похвали соседа», «Добро и зло» и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на дошкольников.

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливыми, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

Но воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства [5].

А ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью, так как в детские годы формируется нравственный мир человека, главные черты человека, и переделать их потом практически невозможно [1].

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.

2. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.

3. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.

4. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М, : Владос. - 2008. - 289с.

5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2023 в 23:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мацнева (УИ 980611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД