Ольга Мацнева
Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема настоящего времени. В последнее время развитие информационных технологий породило тенденцию к снижению качества общения между ребенком и взрослым. Вина современных родителей в том, что они почти не общаются с детьми, подсаживая их на электронные гаджеты, экономят своё время, забывая о том, что речь и духовно-нравственные качества развивается только в общении, только в диалоге, только во взаимодействии взрослых и детей.
Публикация «Родная речь как источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. И какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят [4].
Одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является родная речь, в частности художественное слово [2].
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании [3]
Для реализации поставленных задач во время проведения используются следующие формы работы:
•чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
•проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
•чтение произведений и пересказ с элементами театрализации;
•викторины и инсценировки по сказкам, сочинение сказок;
•речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.);
• дидактические игры: «Вежливые слова», «Цветок красивых слов», «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Круг желаний», «Тайный друг», «Вспомнить сказку», «Похвали соседа», «Добро и зло» и др.
Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на дошкольников.
При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливыми, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.
Но воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства [5].
А ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью, так как в детские годы формируется нравственный мир человека, главные черты человека, и переделать их потом практически невозможно [1].
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
2. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.
3. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
4. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М, : Владос. - 2008. - 289с.
5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.