Надежда Шаврина
Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению». Конспект для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению». Конспект для 1 класса
Автор: Шаврина Надежда Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа №17», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Данная статья будет полезной для работников ДОУ, учителей начальных классов и родителей.
Цель: - воспитывать любовь к чтению и продемонстрировать важность умения правильно и быстро читать.
Публикация «Родительское собрание „Воспитание у ребенка интереса к чтению“, Конспект для 1 класса» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить с результатами чтения в классе, разобрать ситуации успеха и неудач.
2. Научить родителей управлять чтением дома, выбирать нужные книги.
3. Дать рекомендации родителям для улучшения качества чтения.
Ход собрания:
Роль книги очень большая. Мы всюду учим детей любить книги: не только в школе, но и дома, в семье. Все родители хотят и стремятся, чтобы их ребенок научился быстро и выразительно читать, полюбил это занятие.
"Чтобы правильно воспитать у детей любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А. П. Чехов)
Наши детки перестали любить книги, так как все реже и реже нынешняя молодежь читает детям книги. Современным родителям стало чуждо чтение, они скорее всего откупятся от ребенка очередной игрушкой или в лучшем случае купят говорящий гаджет. Именно поэтому книги стали отходить на задний план, а именно в книге заложено первоначальное развитие ребенка. Ведь если приобщать ребенка к чтению с пеленок, то он будет всесторонне развит, ведь именно чтение развивает ребенка всесторонне. При чтении развивается память, мышление, воображение, внимание. Именно из-за того что родители перестали уделять внимание для чтения ребенку – это один из признаков позднего изучения букв. Для того чтобы ребенок полюбил читать он должен видеть как его родители читают, чтобы у него это был пример для подражания и ни в коем случае не читать за ребенка, если он уже изучил буквы и их знает, ведь именно так ребенок не развивается и не учится читать.
В доме должны быть разнообразные книги: справочники, сказки, стихотворения, энциклопедии и др. Можно выделить следующие правила чтения:
1. Не торопясь читать вслух и пробовать вникать в смысл прочитанного текста.
2. Уметь находить плохие и хорошие поступки героев и учиться применять хорошие поступки в своей жизни.
3. Бережно относиться к книге, книга должна быть обернута и читать книгу только с чистыми руками.
4. Читать не больше 15-25 минут, давать себе отдых между чтением.
Знакомство с памяткой
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(выдается каждому родителю):
•Выясните перед чтением предположения о содержании и авторе произведения
•Поработать с иллюстрацией к рассказу (стихотворению)
•Предложите ребенку самостоятельно найти трудные слова и узнать их значение с помощью словаря.
•Выслушать мнение ребенка о прочитанном, не перебивая его.
•Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
•Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
- Давайте рассмотрим некоторые результаты чтения детей при различном уровне подготовленности к школе.
Техника чтения или беглость чтения занимает в школьном процессе важное значение, так как тот ученик, который плохо читает, перейдя в 5 и последующие классы, будет отставать от других, так как он не сможет адекватно оценивать большой объем информации. Беглость чтения это не дар от природы, а способность, которую необходимо развивать, ведь именно беглость чтения сама по себе не появится. Существуют специальные упражнения для развития беглости чтения, рассмотрим некоторые из них:
Динамическое чтение
На доске в столбик записаны слова 5-7, где постепенно с каждым словом увеличивается состав букв в словах.
Кон, Конь, Коньки,Выставка, Выставочный
Бинарное чтение
Один и тот же текст одновременно читают двое учащихся.
«Очередь»
Чтение по очереди, первый читает учитель, затем ученики.
«Буксир»
а) Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается. Один из учеников продолжает читать с того места, где остановился учитель.
«Ловушка»
Учитель специально делает замену в хорошо знакомом тексте, а учащиеся должны найти ошибку и прочитать правильно.
«Прыжки»
Читать текст через слово.
«Фотоглаз»
Воспроизвести слова по памяти, которые были написаны на доске.
«Найди меня»
Найти слово, в наборе букв (умаакоровадрп)
«Счёт слов»
Дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос. На который они должны ответить после окончания работы.
«Сканирование»
Найти в тексте нужную информацию за 15-20 секунд.
Самая основная и главная задача начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Эта проблема является актуальной, так как чтение огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
В начальной школе ученики осваивают два вида чтения:
1. Чтение вслух
2. молча
Рассмотрим их. Чтение вслух должно прежде всего быть целыми словами, где будет понятен смысл прочитанного. В данном виде чтения не должно быть лишних пауз, оно должно быть без ошибок и к тому же выразительным, так как это чтение прежде всего предназначено для слушателей. Второй вид чтения – чтение про себя – это то чтение, где ребенок читает «глазами», т. е. не произнося звуков вслух. Если ребенок при чтении произносит слова шепотом или шевелит губами, то это обозначает, что ученик не овладел навыком чтения про себя. Если темп чтения вслух превышает темп чтения молча, то это говорит о том, что темп чтения молча еще не сложился.
Эти формы чтения взаимодополняют и обогащают друг друга и они в принципе не должны существовать как отдельные государства. Необходимо обучать детей обоим видам чтения. Труднее всего научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие разные анализаторы: речь, слух и зрение, а также мышление и память. На быстроту чтения влияют такие факторы, как: уровень развития речи, постановка дыхания, содержание текста, шрифт, четкость печати. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Для развития быстроты чтения необходимо использовать различные виды чтения: чтение вслух и чтение про себя.
Для того чтобы развить быстроту темпа чтения нужно на уроках и дома как можно чаще при чтении использовать упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, чистоговорками. Во время работы со скороговорками необходимо добиваться от ребенка чтобы он произносил все правильно, даже если сложные слова ребенок будет вначале произносить по слогам, медленно – самое главное чтобы ребенок произносил без искажения. Необходимо соблюдать следующую последовательность при работе со скороговорками: сначала читать беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.
Именно первый класс является сензитивным для развития оптимальной скорости чтения. В этом возрасте дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту. К концу первого класса первоклассник должен читать 20-25 слов в минуту. (Знакомство с результатами по технике чтения).
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:
1. Читать ежедневно и часто.
2. Самозамеры.
3. Чтение сказок перед сном.
4. Разучивание стихотворений.
Существует такое понятие, как устойчивое (труднопроходимое) чтение – это когда скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не изменяется. В данном случае необходимо много читать коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для проверки скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
2. В тексте не должно быть числительных.
3. В тексте должно быть как можно меньше прилагательных.
4. При подсчете слов учитываются даже короткие слова.
Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами.
Проблемный вопрос: как реагируют родители на детей во время чтения?
Ситуация: Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Разве так читают? Смотри, как надо!” Именно в этот момент ребенок чувствует себя подавленным и обижается, порой вообще отказывается читать – именно так дети отрекаются от чтения книг. Нужно иметь большое количество терпения потому что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Необходимо набраться терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Нельзя насильно заставлять ребенка читать, ведь он тоже должен отдыхать от чтения. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т. д.
Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Необходимо ходить с ребенком в библиотеку и посещать читальный зал. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Будущее наших детей зависит от того насколько мы будем дружно заниматься с книгой. Книга вносит большую роль в нашу жизнь, ведь именно книга является началом всех начал.