Екатерина Люфт
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль стиля отношений родителей с ребёнком в воспитательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.
Задачи:
• Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье.
• Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Предварительная подготовка:
Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе „Роль стиля отношений родителей с ребёнком в воспитательном процессе“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
• Подготовить тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
• Подготовить памятки для родителей
• Литература для родителей
• Чистые листы для индивидуальной работы родителей
• Макет солнышка, тучки
Ход проведения собрания:
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о роли стиля взаимоотношений родителей с ребёнком в семье.
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья- это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений : супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Каждый из вас по-своему понимает и трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:
-психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка; порядок появления ребёнка в семье;
-роль матери и отца в воспитании;
-формирование «Я-концепции» личности в семье;
-стиль семейных отношений.
Семейные отношения - это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.
К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:
-доверие
-сопереживание
-принятие
-умение выслушать
-эмоциональные потребности
2. Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:
- Уже поздно, ребёнку пора идти спать, но ему не хочется, а муж всё-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своём. Вы… (обсуждение)
- Муж наказал ребёнка, но Вам кажется, что проступок не так серьёзен, и Вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы… (обсуждение)
- Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребёнком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы… (обсуждение)
Родители обсуждают стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка.
3. Воспитатель :
Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения.
Прежде всего, важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.
Стили семейного воспитания
Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания :
Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Либеральный – низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обременённости собственными проблемами не остаётся сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Предлагаем Вам тест, который подскажет Вам, какой стиль воспитания вы используете.
Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
4. А сейчас давайте поговорим о взаимоотношениях с детьми. Проведем игру «Вопрос – ответ».
Вопрос родителям.
Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании? (Высказывания родителей).
Воспитатель :
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания : нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В тоже время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются в обществе, они более уравновешенны и добры.
Все хорошее в детях и плохое – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, самое лучшее для начала – это создать приятную психологическую атмосферу дома.
В то же время, если ребенок не знает слово «нельзя», то чем старше он становится, тем труднее взрослым управлять его поведением. А сам он не умеет этого делать, его не научили. Слово «нет» должно поддерживаться всеми членами семьи.
Вопрос родителям
Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?
(Высказывания родителей).
Воспитатель :
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение.
Вопрос родителям
Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой вам кажется наиболее действенным? (Высказывания родителей).
Воспитатель :
Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния – аутизм, так и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-то. В результате может вырасти легковесный человек.
Сейчас мы с вами проанализировали свои отношения с ребенком, разобрали, что полезно для него, какие методы лучше применять в воспитании.
5. И в заключении мне бы хотелось вместе с вами выполнить задание «Солнышко и тучка».
Перед собранием мы попросили вас написать, какие ошибки вам когда-либо приходилось совершать. Посмотрите, что получилось. (на доске выкладываю ошибки родителей в виде капелек под тучкой, зачитываю их.)
Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрали свои ошибки. К сожалению, все родители время от времени их совершают.
А теперь рассмотрим ваши достоинства в воспитании. Прошу на «лучиках» написать, чем вы согреваете своего ребенка. (выкладываю лучики вокруг солнца).
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и нам, родителям надо любить своих детей, без каких либо на то условий.
На этом наша встреча подходит к завершению, благодарим за сотрудничество!
(Показ слайдов с фотографиями детей группы под музыку песни «Маленькая страна»)
Авторы: Стадник Ирина Викторовна, Тимофеева Марина Геннадьевна учитель-логопед, Игнатова Любовь Владимировна-педагог психолог) в текст статьи.