Светлана Садовщикова
Общее родительское собрание «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Психологическое благополучие в семье». Так как в названии темы существует такой термин, как «семья», с него мне бы и хотелось начать.
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связанно с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Публикация «Общее родительское собрание „Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Семья - это группа людей связанных браком, родством или усыновлением, проживающих вместе и имеющих общие доходы и расходы.
Каждый из вас по-своему понимает и трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:
• Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка;
• порядок появления ребенка в семье;
• Роль матери и отца в воспитании;
• Формирование «Я – концепции» личности в семье;
• Стиль семейных отношений.
Дисскусия «Семейные отношения»
Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «семейные отношения»? (Обсуждения)
Семейные отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов.
Зачитывание отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»
Хорошо живешь-то,
сынок, хорошо. Куда с добром. Слава те, господи! И живи. Она бабоч-
ка-то ниче, с карахтером, правда, но такая-то лучше, чем размазня ка-
ка-нибудь. Хозяйка. Живите с богом, Так и уехала мать с мыслью, что сын
живет хорошо.
Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула
мужа в больное:
- Что же мамочка-то твоя?. Приехала и сиди-ит, как. это. Ни обед
ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла. Барыня кособокая.
Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она, ни слова не го-
воря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел
домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко
было толковать с ними.
- Ты смотри, смотри-и, парень! - говорили в два голоса тесть и теща и
стучали пальцами по столу. - Ты смотри-и. Ты - за рукоприкладство-то -
в один миг вылетишь из Москвы. Нашелся. Для тебя мы ее ростили, чтоб
ты руки тут распускал! Не дорос! С ней вон какие ребята дружили, инже-
неры, не тебе чета.
- Что же вы сплоховали? Надо было хватать первого попавшегося и в
загс - инженера-то. Или они хитрей вас оказались? Удовольствие получили
- и в кусты? Как же вы так лопухнулись?
Тут они поперли на него в три голоса.
- Кретин! Сволочь!
- А вот мы счас милицию! А вот мы счас милицию вызовем.
- Живет на все готовенькое, да еще. Сволочь!
- Голодранец поганый!
- Кретин!
Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо ру-
бят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:
- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы. Всех уложу здесь!
С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала
трещину.
Дисскусия, обсуждения поведения героев рассказа.
Обобщение : в эмоциональном неуравновешенном поведении взрослого только 1% заболевания, 99% же- распущенность. Так считает ученый из Латвии И. Плотниекс, написавший для родителей замечательную книгу «Психология в семье» (м, 1991).
Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.
К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:
• Доверие;
• Сопереживание;
• Принятие;
• Умение выслушивать;
• Эмоциональные потребности.
Обсуждение стилей семейного воспитания
Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:
Авторитарный– характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемые и агрессивны;При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.
Либеральный-этот стиль противоположен авторитарному. Этот подход к воспитанию детей характеризуется невмешательством в жизнь ребенка. Либеральные родители, дают своим детям практически полную свободу и почти не подвергают их контролю со своей стороны. Они лишь слегка руководят ими.
Как сказывается на личностном развитии детей отсутствие ограничений?
Они вырастают непослушными и агрессивными детьми. На людях ведут себя неадекватно, импульсивны. Однако такие родители считают, что дети должны постигать все самостоятельно, исключительно за счет личного опыта. При благоприятном стечении обстоятельств они становятся решительными, творческими и активными личностями.
Индифферентный- Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Этот стиль воспитания характеризуется безразличием к детям, закрытым общением. Для детей не устанавливают никаких ограничений. Родители просто-напросто погружены в свои дела и проблемы, что у них не остается на воспитание детей ни сил, ни времени. Если к такому безразличию со стороны родителей добавится еще враждебность, то такие детишки склонны к асоциальному поведению.
Практическое задание для родителей.
Социокультурный тренинг
- Мы все знаем, как строится дом. С чего начинают строить дом? (ответы родителей)
Фундамент дома,это его крепкая его основа. Ваше мнение
- Что вы положите в основу вашего дома, семьи. (ответы родителей)
Вывод: На фундаменте нарисованного дома на доске записывают слова
- любовь
- взаимоуважение
- помощь близким
Подумайте и запишите 2-3 правила, которые соблюдают все члены семьи в вашем доме, в вашей семье.
1. Забота друг о друге.
2. Жить дружно.
3. Уметь хорошо работать и отдыхать.
Эти правила записывают на крыше дома. Есть у дома фундамент и крыша, но наш дом пустой. Чего же не хватает?
- Без чего нет семьи, дома? (без детей и родителей)
Наш дом построен из кирпичиков. На каждом кирпичике написано то, что необходимо для создания крепкой и счастливой семьи (счастье, любовь, уважение, деньги, связи, терпение, опора, ссоры, взаимопонимание
-Какие качества должны обогревать наш дом?
• тепло,
• доброжелательность,
• обновление,
• радость,
• юмор и т. д.
Слова записываются на лучах солнца.
Недаром говорят «Вся семья вместе- так и душа на месте)
Вывод-совет для родителей : Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырём стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки как хорошо у нас дома».
- Держите двери дома открытыми для ваших друзей и друзей детей.