Екатерина Люфт
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Роль эмоции в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу». (В. С. Сухомлинский)
«Счастлив тот, кто счастлив дома». (Л. Н. Толстой)
1. Добрый вечер уважаемые родители!
Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе „Роль эмоции в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям. Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
2. Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, и носят ситуативный характер. Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные - мешают, напрягают, делают нас уязвимыми, поэтому от них хочется избавиться. Давайте вместе разберемся, какие бывают положительные и отрицательные эмоции.
(Ведущий на доске вывешивает таблицу, родители перечисляют разные эмоции и вписывают их в эту таблицу)
Положительные Отрицательные
Удовольствие
Счастье
Веселье
Радость
Любовь Обида
Агрессия
Злость
Грубость
Уныние
Безразличие
Печаль
Гнев
Страх
3. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.
А сейчас мне хочется поговорить с вами о том, как ваши дети представляют, что такое «счастье». Дети отвечали на вопросы нашей анкеты. Оказывается, им не так уж много надо для счастья, все из них слово «счастье» связывают со счастьем в семье. Вот некоторые ответы: «Я счастлив, когда вся семья вместе, когда меня любят». «Я счастлива, когда со мной мои папа и мама». «Я счастлив, когда мои родители улыбаются». «Я счастлив, когда мы едем отдыхать куда-нибудь всей семьёй».
(Родители рассматривают рисунки детей, которые развешаны на стенде в группе)
Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогают им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка.
4. Ребенок постоянно задает вопрос: «Вы меня любите?» Может быть, произносит его вслух, а может быть, он остается на внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка «безусловно», он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный; если мы любим его условно (проявляем любовь лишь когда ребенок вел себя хорошо, был успешным, то он теряет уверенность в себе, его эмоциональное состояние становится тревожным и напряженным.
Именно через наше поведение е ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова. Взрослый в общении с ребенком должен осознавать, какую эмоцию или чувство он сейчас передает. У вас на столах лежат родительские высказывания:
- «Убери свои игрушки»
- «Помой руки»
- «Выключай телевизор»
- «Ложись спать»
Так же вы видите три маски, изображающие разные эмоции. Каждая маска выражает разные чувства: 1). Любовь; 2). Безразличие (эмоциональная холодность); 3). Злость. Ваша задача воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской.
Упражнение «Передай эмоцию. (Упражнение проводится в минигруппах. Ведущий раздает родителям высказывания и «маски», изображающие эмоции. Родители зачитывают высказывание, передавая эмоцию.)
Вопросы к родителям:
- Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску?
- Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? (Ответы родителей. Дискуссия.)
Итак, нет «запрещенных» и правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.
5. Влияние телевидения.
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.
Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.
- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив ребенка перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
-Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у телеэкрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
- Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, рассчитанных на взрослую аудиторию.
-Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы он поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая, по мнению А. В. Запорожца, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
- Полезно ли ребенку смотреть телевизор?
- Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев) любит ваш ребенок?
- Замечаете ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
- Стараетесь ли вы ограничивать время просмотра телевизора вашим ребенком?
(Ответы родителей. Дискуссия)
И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли это им пользу, развивает ли их хорошие качества.
Музыкальная пауза-дети поют частушки
6. А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит короткое упражнение.
(Родители получают карточки с заданием)
Как вы уже понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения. К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.
Если ребенка часто критикуют…
… он учится верить
Если ребенка часто высмеивают…
… он учится осуждать
Если ребенок живет с чувством безопасности…
… он учится уверенности в себе
Если ребенка часто подбадривают…
… он учится справедливости
Если с ребенком обычно честны…
… он учится хорошо к себе относиться
Если ребенка часто одобряют…
… он учится быть терпеливым
Если к ребенку часто бывают снисходительны…
… он учится быть робким
7. И в заключении мне бы хотелось вместе с вами выполнить задание:
Упражнение «В лучах родительского солнца».
На большом листе я нарисовала солнце, а вы добавите каждый по одному лучику. Подпишите их, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, как солнышко согревает землю?».
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое! Оно щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая место и время для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.
Таким образом, подведем итог:
Подведя итог сегодняшней нашей встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли, парит ли в небесах. Чем больше родители предоставляют право выбора ребенку, понимают и чувствуют чего он хочет, чем больше уделяют ему внимания, а так же четко описывают свои требования, сдерживают данные обещания, тем более психологически благополучен ребенок.
Больше улыбайтесь, радуйтесь, играйте с вашими детьми! Общайтесь с ними, глядя глаза в глаза! Наслаждайтесь каждой проведенной вместе минутой, отодвинув в сторону все житейские заботы и дела! Каждый день ваши дети становятся все старше и старше. И каждый миг не повторим. Радуйтесь общению с детьми, ведь это праздник, который пока с вами!
(Показ слайдов с фотографиями детей под музыку песни на стихи Э. Асадова «Берегите детей»)
На этом наша встреча подходит к завершению, благодарим за сотрудничество!
Необходимо создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка.
Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму.
Поддерживать в семье хороший психологический климат. Стараться не ссориться в присутствии ребенка.
Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребенком.
Памятка для родителей
Нет ничего важнее воспитания ребенка. Не прерывайте воспитание своего ребенка.
Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.
Окружайте детей всем лучшим, что у Вас есть.
Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.
Впечатления детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
Не сюсюкайте с ребенком.
Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей недопустима.
Отец должен чаще общаться с ребенком.
Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками дома.
Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим ребенком.
Желаем Вам успехов в воспитании ребенка!
Список литературы
Коробицына Е. В. Формировние позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет В., 2009
Кыласова Л. Е., Ротарь Н. В., Карцева Т. В., Фролова Н. Г. Родительские собрания В., 2012