терешкина юлия викторовна
Родительское собрание «Роль совместного отдыха детей и родителей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе
«Роль совместного отдыха детей и родителей»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.
Задачи: проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей;
способствовать формированию осознания необходимости совмест-
ного отдыха родителей и их детей; придумать формы совместного
Публикация «Родительское собрание „Роль совместного отдыха детей и родителей“ в старшей группе» размещена в разделах
отдыха.
Повестка дня:
1. Вступительное слово.
2. Этап педагогического всеобуча.
3. Этап проведения теста «Я и мой ребенок».
4. Анализ результатов теста «Рисунок семьи».
5. Рисование родителями своего ребенка.
6. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и
детей».
7. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша
семья?».
8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания:
1. Подготовительный этап.
1. Проведение исследования воспитанников группы с помощью опроса «Моя семья» (приложение А) .Воспитатель в период подготовки к родительскому собранию продумывает и составляет серию вопросов для детей, ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей, отдыха детей, наличие или отсутствие совместного отдыха родителей и их детей. Поскольку дети старшего дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, воспитатель проводит опрос в устной форме, фиксируя ответы детей в письменном виде. Несколько устных ответов детей на вопросы, предложенные воспитателем, можно записать для звукового или видеовоспроизведения.
2. Подготовка материала к педагогическому всеобучу.
Информация, подготовленная воспитателем, должна содержать достоверные данные, подтверждающие возможность и неободимость совместного отдыха родителей и их детей, а также способствовать формированию у родителей ответственности за организацию отдыха их детей.
3. Подготовка наглядного оформления родительского собрания (детские рисунки на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем»).
4. На собрание могут быть приглашены психолог дошкольного учреждения, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
II.Организационный этап
1. Родители воспитанников рассаживаются, столы расставлены по кругу.
2. На столах разложены чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши, ручки, жетоны.
III.Вступительная часть собрания
Воспитатель-ведущий собрания сообщает родителям тему, цель родительского собрания и задачи, которые призвано оно решить;
представляет гостей присутствующих на собрании; сообщает план проведения родительского собрания и роль каждого из присутствующих в определенные этапы собрания.
Воспитатель. Традиционное приветствие мы проведем с обязательным использованием фразы : «Здравствуйте, мне приятно Вам сказать ….». Родители в праве закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники по кругу приветствуют друг друга.
IV.Этап педагогического всеобуча
Воспитатель. По мнению Л. Н. Толстого, в течение трех лет жизни человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения
происходят и в течение всего дошкольного возраста, но к 6-7 годам он становится совершенно другим человеком. Шестилетний ребенок может вынести двухлетнего малыша из загоревшегося помещения. Отказаться от незаслуженной награды. Пожертвовать развлечением, чтобы помочь маме. За эти годы дошкольного детства в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне менее радикальны и выразительны, чем появление хотьбы и речи, но имеют не меньшее значение.
Уже с первых дней своей ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему необходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации
освоить правила взаимодействия людей друг с другом и т. д
Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что зачастую происходи обременение детской памяти всевозможными правилами, которые часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать.
Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое –либо дейст-
вие,выполненное до этого не верно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и тоже действие до тех пор,пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным (у ребенка выработается привычка).Если бы, таким образом, излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка,вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях один за другим все его недостатки и привить им какие угодно привычки»*.
Исследования показывают, что на развитие ребенка влияют:
- 15%- наследственность,
- 57%-родители,
-25%- окружающая среда,
-3%- образовательное учреждение.
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается,
образовательное учреждение (детский сад,школа) имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время,природа и семейная жизнь» (К. Д. Ушинский).
Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководство родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствуют ли требования предъявляемые к ребенку, его способностям, и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка.
Кому если не родителям известны все тонкости характера ребенка?
Только родители могут решить,как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.
«Отдых-перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать – восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь».(Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. ,1993. С. 602).
-Возможен ли совместный отдых родителей и детей?
-Нужен ли такой отдых?
- В чем необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по –разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый из присутствующих здесь родителей организует совместный отдых со своими детьми.
V.Этап проведения теста «Я и мой ребенок»
Родителям предлагается выполнить задания теста «Я и мой ребенок».
(Приложение Б.)
Воспитатель. Сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми.
Роль родителей в воспитании ребенка не возможно переоценить. Вы –главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.
Современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться с вашим ребенком. Каждая свободная минута заполнена разговорами, заботами и хлопотами и все-таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.
VI.Анализ результатов теста «Рисунок семьи»
Воспитатель. Выявив наличие умения правильно воспитывать ребенка, попробуем узнать,как ребенок относится к вам- своим родителям.
Родителям в общих чертах представляется интерпретация теста «Рисунок семьи».(Приложение В.) По результатам этого теста нельзя этого делать окончательные выводы. Тем более что дети старшей группы еще недостаточно владеют техническими навыками в рисовании.
В ходе ознакомления с результатами теста может быть выявлено:
- дружна ли семья;
- все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;
- к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;
-какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
- кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него
в отдалении;
- заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.
Интерпретацию теста в общих чертах может выполнить психолог дошкольного учреждения. Рисуночные тесты выдаются родителям, даются краткие характеристики элементов детского рисунка в соотнесении их с реальной обстановкой в семье.
VII.Рисование родителями своего ребенка
Родителям предлагается изобразить своего ребенка на листе бумаги. Рисунки родителей дополняют выставку подготовленную к родительскому собранию воспитанниками группы.
VIII.Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Перед началом обсуждения предлагается просмотреть или прослушать записи, сделанные в период подготовки к родительскому собранию (опрос детей на тему «Моя семья»)
Прослушав высказывания детей, воспитателю уместно обратить внимание на связь между дружной семьей, заинтересованностью семьи достижениями ребенка и реальными успехами ребенка в детском саду, в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
Воспитатель. Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собравшись вместе? (Высказывания родителей.)
Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей :
1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект-оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.
5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Игры- прекрасный источник информации о личности ребенка.
В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.
Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов, которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр- театрализаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно стоить в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.
Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить :
- наказание не должно быть постоянной практикой- это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;
- наказание должно быть коротким;
- нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом – тот же самый поступок не заметить ;
- нельзя в качестве наказания перестать разговаривать с ребенком;
- ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.
«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда»*.
IX. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
На столе перед собравшимися – шесть коробочек с надписями:
- интеллектуальная деятельность;
- творческая деятельность;
- трудовая деятельность;
- спортивная деятельность;
- игровая деятельность;
- другие виды совместного отдыха.
Родителям предлагается опустить жетоны, заранее приготовленные и лежащие на столе, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха.
Затем подсчитываются жетоны, опущенные в каждую коробочку, и выявляется наиболее популярный вид совместного семейного отдыха и наименее популярный. Принимается решение о проведении в группе совместного мероприятия в форме, которая, по мнению родителей, является самой популярной, и в то же время провести в группе мероприятие в форме наименее популярной, по мнению родителей.
X. Подведение родительского собрания итогов
Воспитатель. Уважаемые родители! Вот и подошло к концу наше родительское собрание. В течение собрания вы получили информацию не только о своих детях, но и о себе; рассмотрели систему отношений «родители- дети».
Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: о какой системе отношений в нашем дошкольном учреждении вы хотели бы получить информацию на следующем родительском собрании :
- воспитатель – ребенок;
- воспитатель – воспитатель;
- воспитатели – администрация;
- родители – дети;
- воспитатели – родители;
- ребенок – ребенок;
- администрация – дети?
Примерный вариант решения родительского собрания
1. В результате опроса родителей группы выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей - …; наименее популярной - …
2. Поэтому в группе нужно провести мероприятия с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей :
- популярной формы - …
- непопулярной формы - …
3. Следующее родительское собрание целесообразно провести по теме, раскрывающей систему отношений «…» - «…»
4. Ответственными за проведение совместных групповых мероприятий назначить …
Приложение А. Опрос «Моя семья»
Устный опрос детей может быть выполнен по следующим вопросам:
Продолжи предложение:
1. Наша семья состоит из … (человек)
2. Она (какая) … (дружная, веселая, хорошая и т. п.).
3. Обычно вечером я … (сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачу по телевизору).
4. В выходные дни моя семья … (отдыхает за городом, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
5. Моя мама … (старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).
6. Мой папа … (помогает мама выполнять всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит с газетой на диване).
7. Я хочу, чтобы … (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли одного дома).
Приложение Б. Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
13 – 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой выв чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение В. Тест «Рисунок семьи»*
«Рисунок семьи» - методика, которая направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов.
Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем – либо».После рисования должна состояться беседа по определенным вопросам по содержанию рисунка. Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные часто пользуются системами, предложенными В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускасом.
Г. Т. Хоментаускас предлагает анализировать рисунок семьи по трем уровням.
1. Интерпретируется обобщенная структура рисунка.
2. Интерпретируются графические изображения отдельных членов семьи.
3. Анализ процесса рисования.
В. К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.
При рисовании используется стандартный лист белой бумаги (А4, цветные карандаши и простой карандаш.
Интерпретация.
1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.
Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос о их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.
2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.
Иногда в ответ на просьбу нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый любимый и самый важный для автора человек,который понимает его и занимается с ним. Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности. Автор подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».
Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке. .
3. Размер фигуры автора или членов семьи.
Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другими родителями или братом (сестрой). Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.
Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.
Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции
между ними.
4. Расположение фигур на листе.
На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором – мать, на третьем – себя (слева на право).
Присутствие на рисунках всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии, или стоящих плотно друг к другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.
При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.
Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит автор благожелательно воспринимает своего брата (сестру, а если держаться за руки, значит между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.