Ольга Ларькина
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников» (январь)
▼ Скачать +Заказ
Цель собрания : повышение компетентности родителей в области речевого развития и начальных навыков освоения чтения детей старшего дошкольного возраста.
Обучение нужно начинать в возрасте от 5 до7 лет. Вначале обучения очень важно возбудить интерес к учебе и правильно организовать занятия дома. Лучшему усвоению материала будут способствовать не однократные длительные занятия, а регулярные направленные на повторение пройденного и новый материал. Продолжительность занятий 15-20 мин. 1-2 раза в день, расписание лучше составить вместе с ребенком.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развитие речи и освоение навыков чтения старших дошкольников“ (январь)» размещена в разделах
- Зима
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Первая группа упражнений – игры с разрезной азбукой в целях усвоения ребенком значения букв алфавита. Гласные изучаются первыми – [А],[У],[И],[О],[Э],[ы] – гласные звуки. Йотированные звуки – [Е],[Ё],[Ю],[Я] – содержащие два звука [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА] изучаются позже или в подготовительной группе.
Потом изучаются согласные, они должны произноситься только чисто, без добавления к ним, каких бы то ни было гласных. И вообще о названиях букв алфавита можно забыть до приобретения прочных навыков чтения, иначе процесс обучения может серьёзно затянуться. И ещё одна рекомендация для обработки первой группы упражнений - это показ укрупнённых печатных букв алфавита на карточках с параллельным написанием на бумаге, но меньших размеров.
Раньше большинство детей старшего дошкольного возраста говорили правильно, и только 15-20% детей была нечистая речь сейчас наоборот. Очень мало детей с чистой речью. В нашей группе 18 человек, но только у 3-4 человек чистая речь. Речевые недостатки проявляются уже в средней группе, это искажение свистящих, шипящих, соноров. Заменяют один звук другим, картавость, шепелявость. Встречаются и более серьё зные отклонения: заикание, аутизм, дислалия, дизартрия, алалия (полная потеря речи, но их небольшой процент. Чаще всего встречаются в речи детей, ошибки:
• неправильная расстановка ударения в словах;
• проглатывание окончаний слов или добавление аграмматизмов;
• подражание неправильной речи взрослых «яблуко», «мине», «хатит» и т. д;
• подражание речи сверстников.
Мы знаем, что характер человека формируется уже в раннем детстве, поэтому из-за дефектов речи ребёнок очень переживает, становится замкнутым неуверенным в своих силах. Некоторые родители не водят детей в детский сад, а в семье есть и другие дети с нарушение звукопроизношения, даже сами родители могут быть дефектом речи, поэтому у такого ребёнка воспитывающегося, в так называемой «нездоровой речевой среде», закрепляются дефекты произношения. Такой ребёнок, никогда не усвоит звуковую сторону языка, т. е. правильно произносить и воспринимать фонематические единицы языка: слова, слоги, звуки, интонацию (мелодика, длительность, интенсивность, темп речи, темп произнесения).
Ребёнок в возрасте от полутора лет к 4 - 5 годам практикуется в произношении отдельных звуков, слогов, слоговых комбинаций, происходит сопоставление слуховых образов, движений губ, языка, отрабатывается необходимые предпосылки для развития фонематического слуха. Высокая степень развития фонематического слуха - это начало воспроизведения речи. Для правильного формирования произношения, ребёнка предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы, как я уже говорила к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким звукопроизношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку пять лет, а он не произносит отдельные звуки, свистящие, шипящие, соноры, либо заменяет их на более лёгкий по произношению [Ж] на [З], [Ш] на [С], [Л] на [В,Й], [Р] на [Й]-[Л] или вообще отсутствует.
Не редко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, затушевывая их звучание. А гласные звуки очень важны для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа на занятиях по обучению грамоте. Систематические упражнения с гласными выполняют упражнения речевой гимнастики:
• выборка координированных движений органов речи,
• развитие голоса и дикции.
Речевые дефекты сами с собой не исчезнут. Однако при благоприятном обучении дети способны к самокоррекции, постоянному самоконтролю речи.
Внятность и чистота произношение звуков зависят от атомического строения артикуляционного аппарата, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Нарушение анатомического строения и артикуляционного аппарата исправляют хирург – стоматолог (если подрезать короткую подъязычную уздечку) при дефектах развития челюстей к врачу – ортодонту (неправильный прикус).
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречаются у детей подверженных частым заболевания, у них задерживаются усвоение системы, звукопроизношения (не различают звонкие и глухие звуки, не управляют своими органами артикуляции, смешивают, заменяют, искажают все звуки.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата, страдает и мелкая моторика в пальцах рук, что также является одной из причин позднего становления звуков речи. Поэтому, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускорит созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволит быстрее исправить дефекты произношения.
У детей часто во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции, что также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
Родители сами могут помочь своему ребенку, разумеется, при желании и терпении.
Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправления.
Работая с ребенком, используйте красочный наглядный материал: цветные картинки (серия картинок) различные лото, кубики, игрушки. Старайтесь сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка и не должно превышать 15-20 минут. Если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его, отрывать от интересного ему занятия.
Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:
• Пальчиковая гимнастика;
• Упражнения для губ;
• Сочетания движений губ и выдоха;
• Упражнения для языка
• Сочетания движений языка и выдоха;
• Голосовые упражнения на материале гласных звуков; анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.
Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.
Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук - в начале, середине или конце слова.
Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах дополнительно используя другие виды работы, как раскрашивание, рисование, изготовление аппликаций.
Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.
Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной его удаче.
Ваш доброжелательный настрой - залог успеха!