Екатерина Дьячкова
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Мальчики и девочки — два разных мира»
Тема: «Мальчики и девочки – два разных мира».
Составила: Дьячкова Е. И.
Тема: «Мальчики и девочки - два разных мира».
Повестка дня собрания :
1. Что такое гендерное воспитание.
2. Мальчики и девочки - два разных мира.
3. Особенности мальчиков и девочек.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе детского сада „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ход собрания.
1. Что такое гендерное воспитание.
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек.
В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ. «род») и «гендерное воспитание». В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.
До чего девчонки все же
На мальчишек не похожи :
Ленты, банты, всякий хлам
И секреты по углам.
В. Лейкин
Очень долго, начиная с советских времен, на данную проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети-младенцы, дети-дошкольники, и т. д.
В той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по - разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.
Вопросы родителям :
- Воспитывая девочек, вы стараетесь, чтобы они были какими? (Мягкими, уступчивыми, отзывчивыми, аккуратными, нежными, красивыми.)
- Какими вы хотите видеть мальчиков? (Смелыми, решительными, твердыми, защитниками, рыцарями.)
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек?
2. Мальчики и девочки – два разных мира.
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. Далее, с 4-5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Если б я мальчишкой стала,
Я бы тут же перестала
Злиться, вредничать, скучать,
Обзываться, хныкать, спорить,
Маму с бабушкою ссорить
И мальчишек поучать.
В. Лейкин
На первый взгляд кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики и девочки. Но это не так, в 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим : «Пусть похлопают в ладоши мальчики»- обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.
Вопрос родителям :
- Как вы думаете, с чем это связано?
(Воспитатель выслушивает ответы родителей и подводит итог сказанному)
Мальчики времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находиться в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой-либо проступок: «Так мальчики себя не ведут!» или «Ну какая же ты девочка!»
Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь, мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.
Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он – мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением:
- стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их поведению;
- предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола;
- часто желает изменить свой пол, иногда имя;
- рассказывает, что бы он сделал как представитель другого пола.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Э. Успенский.
3. Особенности мальчиков и девочек.
Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитывать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину?
Прежде всего необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.
Мальчики Девочки
Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще. Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.
Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки. С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит.
Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам.
Стремятся к независимости. Готовы к зависимости.
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых.
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят, чтобы ими восхищались.
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов.
Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Вопрос родителям :
- Учитываете ли вы эти различия в воспитании своих сыновей и дочерей?
Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца - проявлению черт женственности у дочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.
В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин – дедушек, дядей и др.
Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они – будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитывать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.