Марина Старкова
Родительское собрание в средней группе «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей;
-Научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя по теме:
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Листы бумаги и карандаши помогут вам в записи личных заметок и вопросов по теме нашей встречи.
Сегодня мы поговорим об основах финансовой грамотности наших воспитанников. Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением.
Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребенка финансовой грамотности нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются, попросту, не готовы к взрослой жизни.
Прежде чем ответить на наши вопросы, предлагаем «вернуться в детство» и поиграть с мячом.
2. Коммуникативная разминка «Мяч радости».
- У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Поверните обе руки ладошками вверх, а мой «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение.
- Ну а теперь с хорошим настроением мы переходим к теме нашего собрания.
3. Выступление по теме собрания
- Наверное, вы удивлены, почему мы выбрали именно эту тему для обсуждения? Наш детский сад уделяет внимание вопросу об обучении основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Мы знакомим детей с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а так же с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность, трудолюбие.
- Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
- Но большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности лучше начинать со среднего возраста на начальных ступенях образовательной системы. Кем бы ни стал ребенок, где бы он ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.
- Современный ребенок рано включаются в экономическую жизнь семьи, ходит с родителями за покупками в магазин и, часто, родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок; выбирая игрушку, дети не выбирают невзрачную, дешевую игрушку, а хотят купить дорогую красивую; при посещении продуктовых магазинов, сами кладут в корзину товары, которые ему хотелось бы купить; знают, что такое реклама. Некоторые дети в 4-7 лет имеют карманные деньги, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов). Овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще и на житейском уровне.
- Задача и педагогов, и родителей на доступном уровне, в игровой и увлекательной форме, расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей.
- Сейчас, хотелось бы рассказать вам о предстоящих в нашей группе занятиях, играх по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.
Свои первые познания об экономике мы начали с сюжетно-ролевых игр, таких как: «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Пиццерия»; проигрывали различные ситуации, при этом учились культуре общения и поведения.
- Читали сказки, в которых выделяется экономическая составляющая. Например, в сказках: «Хаврошечка», «Морозко», «Федорино горе», «Мужик и медведь» отражается труд людей. В сказках А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковского «Телефон» рассматривается вопрос о потребностях. Можно выделить и сказки о бартере – «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Всем известны и сказки о деньгах: К. И. Чуйковский «Муха - цокотуха», А. Толстой «Буратино». Мы знакомим детей со сказками о рекламе: Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», С. Михалков «Как мужик корову продавал» и др.
- Вовлекая воспитанников в мир финансовой грамотности и культуры, в группе было проведено занятие «В мире современных профессий», в ходе которого ребята путешествовали по миру профессий, познакомились с новыми для них профессиями и обсудили с детьми, какую пользу приносит та или иная профессия. И что было бы, если бы не было, например парикмахеров, врачей и т. д.?
- Мы приготовили несколько вопросов, которые хотим с вами обсудить.
4. Вопросы для обсуждения с родителями.
1. С какого возраста ребенка можно посылать в магазин?
2. У кого из детей есть копилка? Ваше мнение о копилке?
3. С какого возраста ребенок может иметь карманные деньги?
4. С какого возраста можно дарить деньги детям как подарок?
5. Ваше мнение по оплате детских услуг по дому?
6. За хорошую учебу можно денежно поощрять детей? Ваше мнение.
7. Если ребенок дошкольного возраста, помог бабушке, например, помог собрать малину, прополоть грядки, за эту работу можно ребенка денежно наградить?
- Экономическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей. Очень много зависит от вас родители, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Объясняйте ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
5. Игра «ФИНАНСОВЫЙ РИНГ»
Ну а сейчас я предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.
Добрый день, друзья. Я – гном.
Мое имя – Эконом.
Люблю деньги я считать
И хозяйство возглавлять.
Я живу, не тужу –
С экономикой дружу.
Взгляните на, те бумажные деньги, которые я вам сейчас раздала. Составив кусочки купюры, вы образуете команды для участия в нашей увлекательной игре. И так, первая команда получает название «Финансисты», вторая «Экономисты». И предлагаю вам поиграть в финансовую игру.
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не финт и не тугрик.
Знакомьтесь, наша валюта - умник!
Почет и хвала тому будет,
Кто больше умников добудет.
Чтобы настроиться на игру, проведем разминку. Ответы в разминке не оцениваются.
Разминка:
1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
2) Делать это ни в чужом, в своем доме не стоит, деньги водится, не будут? (свистеть)
3) И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
4) Что сколачивают из денег? (капитал)
5) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
6) Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
7) Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
8) Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Команды готовы! Думаю пора начинать.
Задание № 1. «Верю – не верю»
Воспитатель: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет. За правильный ответ, получаете по 1 жетону-умнику.
1-ый вопрос команде «Экономисты»: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).
2-ой вопрос команде «Финансисты»: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.).
3-ий вопрос для команды «Экономисты»: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).
4-ый вопрос: «Финансисты» Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?» (Да, пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег» .
Задание № 2. «Кто последний?»
Назовите как можно больше книг, фильмов, мультфильмов, способствующих развитию финансовой грамотности дошкольников (команды по очереди называют, проигрывает та, от которой не поступило очередного названия)
Задание № 3. «Продолжите предложение»
У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями и вариантами ответов, вам необходимо выбрать правильный вариант и объяснить выбор. Две минуты на подготовку.
Задание для команды «Финансисты»: Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
-у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребенка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
-это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
-это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Задание для команды «Экономисты»: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
-говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
-удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
-предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
Задание № 4. Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? …Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.»…Хвалит
3. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
Задание № 5. Игра «Стратегия»
Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Кому, какой товар достанется, решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если остальные игроки догадаются, что вы рекламируете, вы получите – Жетон-умник
(один участник из команды рекламирует товар, а команда соперников должна угадать)
Эта игра поможет понять качество, функции товаров, развивает творческие способности.
Задание № 6. «Экономические загадки»
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
Воспитатель: Сегодня участники команд своим интеллектом зарабатывали жетоны- умники. Подведем итоги игры. И так, по итогам, победителем нашего ринга объявляется команда «….» призы победителям не золотые монеты, а маленькие слитки пусть не золото.
-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за игру. Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
6. Рефлексия
На этом заседание нашего круглого стола завершается. Нам бы хотелось узнать, насколько полезным был материал, представленный на собрании. Спасибо за участие! До следующей встречи!