Получи документы

Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка» (6 фото)

Надежда Бирюлина
Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Игрушка, в которую никто не играет или что же такое дымковская роспись

Группа : средняя

Форма проведения: теоретико-практический семинар

Место проведения: музыкальный зал

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с русским народным искусством (дымковской росписью) в условиях детского сада.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

1. Уточнить и систематизировать знания родителей по проблеме приобщения детей к народному искусству;

2. Познакомить родителей с народным искусством «Дымковская роспись»;

3. Провести с родителями мастер-класс по росписи бумажной заготовки в технике дымковской росписи : «Петушок»;

4. Развить чувства единства, сплоченности.

Ожидаемый результат: создание в группе благоприятной среды, способствующей улучшению межличностных отношений между родителями и педагогами, повышению компетентности родителей в приобщении детей к декоративно-прикладному искусству (дымковской росписи).

Участники: воспитатели группы, родители.

Предполагаемое время: 45 минут

Предварительная работа:

• Выбор темы собрания, определение цели, задач родительского собрания, определение вида, формы и места проведения собрания, способов активизации родителей;

• Изучение литературы по теме родительского собрания;

Распределение ролей:

1 воспитатель отвечает за оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка», проведение микроисследования (анкетирование, создание презентации «Особенности росписи дымковских игрушек», практическую часть семинара (мастер-класс «Петушок»).

2 воспитатель отвечает за оформление выставки детских работ по рисованию и лепке, теоретическую часть семинара, подготовка игры «Дымковские разрезные картинки».

• Разработка плана, конспекта собрания.

Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, оснащенный программой Microsoft Office PowerPoint, презентация «Особенности росписи дымковских игрушек», конверты с разрезными картинками, бумага, краски, баночки с водой, кисточки, клей, простые карандаши.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители. Нам очень приятно, что вы нашли время, чтобы посетить наше собрание.

Как вы думаете, нужно ли приобщать детей к истокам народного искусства, к декоративно-прикладному творчеству? (обсуждение родителей)

Все ваши высказывания правильны.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

Так, (рис. №2) мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие рис. №3) мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Гжельская (рис. №4) посуда, расписанная цветами и листьями в холодных тонах от белого, до темно-синего. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям.

Сегодня мы остановимся на самом понятном и более-менее простом, в исполнении детьми, искусстве – дымковской росписи.

В начале недели мы проводили анкетирование и выявили, что определенное количество родителей не обладают знаниями об этом виде искусства. Поэтому мы решили провести собрание и с теоретической, и с практической частью.

Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой, обобщённость силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка – колоколом с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или на петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи.

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Так или иначе, с дымковской игрушкой, её изготовлением мы вас познакомили. Теперь мы с вами поиграем в игру, в которую играют ваши детки.

Игра называется «Дымковские разрезные картинки»

Цель этой игры – закрепление знаний детей о народной дымковской игрушке, умения составлять разрезные картинки по типу пазл.

Вы сидите за двумя столами, это ваши команды. На столах у вас лежит конверт с «пазлами» от пяти изображений дымковских игрушек. Ваша задача их собрать как можно быстрее, а главное правильно! Время пошло!

(Выполнение задания, примерно 3-5 минут)

Молодцы, у вас у всех получились картинки. Нам очень приятно, что вы не только быстрые, но и сплоченные команды!

(Включаю презентацию, слайд 1)

Как вы уже заметили, дымковские игрушки яркие, сочные, с простым узором.

Сейчас мы с вами рассмотрим особенности росписи дымковских игрушек.

(Слайд 2) Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных.

(Слайд 3) В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.

(Слайд 4) В раскраске фигурок своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка).

(Слайд 5) Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

(Слайд 6) Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

(Слайд 7) В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях.

(Слайд 8) А вот такими могут быть сочетания элементов росписи.

(Слайд 9) С ребятами мы уже работали с дымковской росписью. И для запоминания правил росписи дымковской игрушки мы разучивали такое стихотворение:

Вот мы и познакомились с дымковской росписью, с его истоками, особенностями.

Теперь прошу пройти в центр группы (в это время второй воспитатель готовит столы, взяться за руки и пойти по кругу. Закройте на несколько секунд глаза, представьте себя в машине времени, мы с вами переносимся в Дымковской слободе, в мастерских художников.

Открывайте глаза, присаживайтесь за столы.

У вас на столах приготовлены бумага, краски, кисточки, клей, ножницы, карандаши и баночки с водой. Все это нам пригодится для изготовления, пусть бумажных, но дымковских игрушек, а именно Дымковского петуха.

Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка»

1. Возьмите лист бумаги, обведите свою ладонь по контуру. Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.

2. Нарисуйте и вырежьте крыло петуха.

3. Затем рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора кисточкой крупнее, мелкие детали маленькой кистью.

4. Не забываем про крыло, украшаем его и приклеиваем

5. Наша игрушка готова!

Фото «Дымковская игрушка»
Родительское собрание в средней группе - фото
Фото №1 Тема Игрушка в которую никто не играет или что же такое Фото №2 Дымковская игрушка Фото №3 Задачи Публикация Родительское собрание в средней группе Дымковская игрушка размещена в разделах Дымковская игрушка

На этом наше собрание подошло к концу.

Мы убеждены, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Всем огромное спасибо!

Литература:

* О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 4-7 лет.

* Величкина Г. А. Искусство детям. Дымковская игрушка.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Групповое родительское собрание в средней группе на тему «Безопасность» Повестка дня: 1. Сообщение воспитателя Рыбалко О. М. «Инструкция по безопасному использованию пиротехники. Памятка по безопасному применению.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Дымковская игрушка»Конспект НОД в средней группе детского сада «Дымковская игрушка» Конспект НОД в средней группе Тема "Дымковская игрушка". Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Познавательное.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» (рисование) Тема: «Дымковская игрушка».

Родительское собрание «Народная игрушка в жизни ребенка» Родительское собрание Тема: Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса На территории России было много тряпичных.

Родительское собрание на тему «Давайте познакомимся» в старшей логопедической группе Родительское собрание на тему : «Давайте познакомимся» (Старшая логопедическая группа) Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом.

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Мы рады знакомству!» Тема собрания: «Мы рады знакомству!» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование.

Родительское собрание в средней группе №8 на тему «Береги здоровье смолоду» Родительское собрание в средней группе № 8 на тему «Береги здоровье смолоду» воспитатель Ревенкова Т. В. Задачи: познакомить родителей воспитанников.

Родительское собрание в старшей группе на тему «Авторитет родителей» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Авторитет родителей». План подготовки и проведения собрания. 1. Посещение семьи. Цель: обсудить.

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Движение и речь» Цель: показать родителям влияние уровня двигательной активности на развитие речи. Задачи: 1. Познакомить родителей с взаимосвязью движений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 08:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бирюлина (УИ 353333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД