Татьяна Вячеславовна Белорусова
Родительское собрание в разновозрастной 3–5 лет группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Рефлексивный круг как технология социализации
детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в проблемах социализации детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать представления у родителей о технологиях социализации детей дошкольного возраста Н. П. Гришаевой.
Активизировать стремление родителей к успешной социализации детей.
Способствовать взаимодействию родителей и детей в процессе социализации.
Публикация «Родительское собрание в разновозрастной 3–5 лет группе,» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Форма проведения: рефлексивный круг
Методы: выступление воспитателя с презентацией, рефлексивный круг с родителями, анкетирование родителей.
Ход собрания:
Тема нашего круглого стола «Рефлексивный круг как технология социализации детей дошкольного возраста»
Слайд 1
Работая с детьми в разновозрастной группе, меня заинтересовала проблема социализации детей младшего и среднего возраста.
Слайд 2
Познакомилась и стала использовать технологии Гришаевой Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»: Более подходящими для младшего и среднего возраста Наталья Петровна выделяет «Ежедневный рефлексивный круг», «развивающее общение» и «Педагогические проблемные ситуации». Заметила, что дети младшего возраста легче адаптируются, а дети среднего возраста становятся самостоятельными.
Цель технологий – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Слайд 3
Технология «Рефлексивный круг» помогает решить следующие задачи. Они представлены на слайде.
Сплочение детского коллектива;
Формирование умения слушать и понимать друг друга;
Формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
Обсуждение планов на день, неделю, месяц;
Развитие умения выражать свои чувства и переживание публично;
Слайд 4 -5
Прежде чем, заработала технология «Ежедневного рефлексивного круга», дети привыкли к звуку колокольчика. Мы обсудили и сформулировали правила группы, затем оформи их и поселили в домик. Правила, которые нельзя нарушать поселили в красные окошки, а хорошие правила в зеленые окошки. Через месяц у нас появилось четыре правила.
Слайд 6-7-8
Появился «Коврик Мира», на котором дети мирились. С детьми выучили мирилки. И спустя некоторое время, дети стали самостоятельно использовать коврик для того чтобы помириться.
Слайд 9
В группе появился «стул размышлений» на него попадали дети, нарушившие правила группы. Ребенку, предлагается, поразмышлять хорошо ли он поступал в течение 2-х минут по песочным часам. По истечении этого времени все его размышления мы с ребятами выслушивали.
Слайд 10
Непосредственно «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. У меня разновозрастная группа (3-5 лет) и обсуждение провожу в течение 10-15 минут. Если в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводим еще раз после сразу после происшествия. Включаю медитавную музыку, ставлю свечу и по звонку колокольчика,дети обираются в круг на ковре. Вначале работы у нас не было свечи и я использовала игрушку. Дети передавали ее друг другу и высказывались по теме.
Слайд 11-12-13
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем: Они представлены на слайде «Что такое правила?», «Правила нашей группы», «Как провели свои выходные и как хотели бы провести», «Что такое дружба», «Моя любимая игрушка»,«Добрые дела», «Наши дни рождения», «Как жить и не ссориться».
Слайд 14
Еще одна очень интересная технология «Развивающее общение» Цель и Задачи представлены на слайде. Этой технологии принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей, особенно в разновозрастных группах.
Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы учимся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни.
Главное при овладении технологией «Развивающее общение» - соблюдать следующие принципы.
1. Принимать все чувства ребенка.
2. Прояснять эти чувства для осознания их ребенком.
3. Не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например: «Я не могу позволить тебе так поступить, потому что у нас есть правило…»)
4. Говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я - сообщение» («Я расстроена», «Я сержусь»)
5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в нее и играет, сколько он захочет».
6. Хвалить ребенка за сделанную работу через её описание: «Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»
7. Не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?.»
8. Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка.
9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребенку возможность выбора.
Слайд 15
Чтобы освоить и понять принципы технологии «Развивающее общение» рекомендую ознакомиться не только с трудами Гришаевой Н. П., но и обязательно прочитать книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» и «Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Слайд 16-20
Результаты применения технологий.
В результате применения технологии «Ежедневный рефлексивный круг» мы ввели четыре правила и поселили их в «домик правил». У нас в группе появился «Коврик мира» на котором дети учились мириться, сначала с моей помощью, а потом и самостоятельно, и «Стул размышлений» на две минуты для тех кто нарушил правила.
С применением технологии «Развивающее общение» дети стали спокойней общаться друг с другом, снизился уровень агрессивности в общении детей. Дети стали помогать друг другу. При организации игр стали принимать в свой круг детей младшего возраста. И даже стали обращаться ко мне за советом, а не только с жалобой.
Слайд 21
Трудности, с которыми я столкнулась при работе по этим технологиям.
• 1. Сложно преодолеть свои стереотипы мышления и поведения
• 2 Особенности разновозрастной группы (дети постарше быстро принимают и видны результаты, а дети младшего возраста дольше привыкают и медленнее воспринимают информацию)
А теперь, приглашаю Вас, родители на рефлексивный круг.
Звенит колокольчик, включается спокойная музыка, зажигается свеча, родители садятся в круг на ковре.
• Какие правила поведения вы считаете самыми нужными?
• Нравится ли Вам соблюдать правила социума?
Передавайте свечу и высказывайте свое мнение и рассуждение.
Вопросы родителям
• 1. Заметили ли вы изменения в поведении ребенка? Если да, то в чем это проявляется (ответ от каждого родителя)
• 2. Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, проявились ли трудовые обязанности в семье? (ответы родителей)
• 3. Задают ли дети вопросы?
• 4. Что их интересует?
• 5. Как вы отвечаете на их вопросы?
• 6. Что вы понимаете под словом «послушание»?
• 7. Как вы относитесь к слепому послушанию?
• 8. С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании детей?
Мальчик собрался гулять.
- Надень пальто, - говорит отец
- Не надо, на улице тепло,- возражает мать
- Надеть!- приказывает отец
- Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Ответьте на такие вопросы:
• 9. Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
• 10. Какое важное педагогическое требование не реализовано? (последовательность)
• 11. Каков ваш круг запретов?
Давайте обсудим ситуацию:
Мальчик решил строить мост.
• Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.
• Ну, тогда я возьму самосвал, - решил ребенок.
Но мама снова недовольна.
• Я только что пол вымыла, лучше возьми книжку посмотри.
Однако книжка мальчика не интересует:
• Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел. А на улице холодно. Ответьте на вопросы:
• 12. Что можно посоветовать маме?
• 13. Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании своих детей?
• 14. Как ваш ребенок реагирует на неоправданное наказание?
Рекомендации для родителей
Замените угрозу обещанием - невыполнимые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину.» Или: «Перестань реветь, а то я уйду».
Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает».
Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д.
Однажды мальчик сказал: «А моя мама зовет меня неудачником, все равно из меня ничего не получится».
Понятно, каковы последствия такого воздействия, Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а скажите «У тебя грязно», избегайте прозвищ, обидных высказываний.
Лучше не использовать в общении с ребенком выражение типа: «Ты бы лучше…». Обсуждайте только, как исправить положение.
Дети охотнее откликаются на те, слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а поощрение подавляет.
Анкета «Социализация»
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету. Цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?
Да / нет
3. Если да, то какую?___
4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? ___
5. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). ___
6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?
Да / нет.
7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д. ?___
8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении? Да / нет ___
9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?
___
10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.
Да / нет
Спасибо!