Ирина Малянова
Родительское собрание в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать внимательным»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Как помочь ребенку стать внимательным»
Место проведения: помещение группы № 7
Форма проведения: собрание-студия
Участники: родители, воспитатели.
Цели:- познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;
- показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.
Предварительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- анкетирование родителей;
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Как помочь ребенку стать внимательным“» размещена в разделах
- подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;
- подбор материалов с описанием игр и упражнений.
Повестка родительского собрания
1. Психологический настрой родителей (вступительное слово воспитателя)
2. Внимательный ребенок –это…. (работа родителей в группах)
3. «Внимание как позновательный процесс»
4. Упражнения, направленные на развитие внимания
5. Памятка для родителей «Как развить внимание»
6. Решение текущих вопросов
Ход родительского собрания:
1. Вводная часть.
Родители занимают места за столами - образуют рабочие группы.
Воспитатель Добрый день, уважаемые родители! Спасибо что вы нашли время и смогли прийти на наше родительское собрание.
Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания - «Как помочь стать ребенку внимательным».
Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы. Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребенок – это….»
Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель обобщает мнение участников собрания.
Воспитатель: «Внимательный ребенок – это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Ознакомление родителей с результатами заранее проведенного анкетирования родителей (приложение № 1)
Воспитатель: В ходе собрания предлагаю более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.
2. Основная часть «Внимание как познавательный процесс».
Воспитатель:Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака «Человек рассеянный» Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе.
Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано».
А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй – треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.
Внимательность ребенка можно разделить на несколько сегментов:
• Объем внимания. Это единица, которая определяет количество действий совершенных ребенком одновременно, например, сложить, вычесть, классифицировать, сравнить. Также этот показатель говорит о наличии логического мышления.
• Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
• Распределение внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит воспитатель, кроме этого видит, что делают другие дети, успевает улыбнуться над шуткой соседа.
• Оперативность переключения внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Причины недостаточного внимания
Перечислим основные из них:
1. Гиперактивность и синдром дефицита внимания. Дети с таким диагнозом отличаются от сверстников чрезмерной двигательной активностью, недостаточной концентрацией внимания и излишней отвлекаемостью. Организовать поведение такого ребенка и удерживать его внимание довольно трудно, как правило, подобные проблемы обнаруживаются уже в детском саду, задолго до обучения в школе. В такой ситуации от родителей требуется максимальное терпение и логичность в отношениях с ребенком. Родители должны воспитывать ребенка, опираясь на рекомендации медиков, педагогов и психологов, потому что дети с таким диагнозом нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе.
2. Хронические заболевания, часто болеющий ребенок. Дети со слабым здоровьем, отличаются повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью. Как правило, у них снижены функции внимания из-за общего ослабления организма. Таким детям показано обязательное соблюдение режима, умеренные нагрузки, полноценный сон.
3. Особенности нервной системы. Функции высшей нервной деятельности непосредственно влияют на формирование внимания : для детей с подвижной нервной системой свойственно устойчивое, легко переключаемое и распределяемое внимание. Дети со слабой и инертной нервной системой характерно неустойчивое, трудно переключаемое внимание. Зная особенности нервной системы своего ребенка, родители могут оказать ему помощь в развитии навыков фиксации внимания, его переключения и качественного распределения.
4. Ограничения в становлении внимания возрастного характера. Внимание дошкольников может страдать из-за возрастных особенностей психического развития. В этом возрасте внимание еще слабо организовано, плохо распределяемо и неустойчиво. Всему виной - неполноценная зрелость нейрофизиологических механизмов, которые регулируют процессы внимания и самоконтроль.
5. Проблемы с мотивацией. Не секрет, что даже в раннем возрасте, ребенок может проявить завидную сосредоточенность и внимание к той деятельности, которая ему интересна. Если бы дети делали только то, что им действительно нравится, не существовало бы проблем со вниманием. Речь о детской невнимательности заходит только тогда, когда от ребенка требуется выполнение малоинтересного задания.
Внимание – не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
- занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты;
- родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе;
- во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации, как развить внимание дошкольника (Приложение№2)
Воспитатель: К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Если ребенок уже знает, что такое внимание, с ним можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые, вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Воспитатель предлагают родителям побывать в роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы свое). Время выполнения – не более пяти минут. (Приложение№3)
Далее воспитатель предлагает участникам игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания – игровой калейдоскоп (Приложение №4)
Воспитатель: Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у ребенка, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого. Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение хотя бы пяти минут.
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.
Подводя итоги, предлагаю вам закончить одну из фраз:
- сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание….
- для развития внимания ребенка нужно….
- предлагаю…
В завершении нашей встречи предлагаем Вам памятку «Как развивать внимание», надеямся она будет весьма полезной для Вас.
Воспитатель: Мы благодарим Вас за активное участие в собрании и желаем Вам успехов в воспитании детей
Приложение № 1
Анкета для родителей1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?
Да Иногда Нет Очень часто
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
Да Трудно сказать Нет
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Приложение № 2
Как развить внимание
(памятка для родителей)
- Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимания, многие из них заинтересуют ребенка.
- Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
- Учите ребенка играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
- Развивайте у дошкольника наблюдательность – умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое – в знакомом.
Приложение № 3
Упражнения направленные на развитие внимания.
Первая группа – «Найди фото
Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Родитель получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фото
Вторая группа – Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.
Третья группа – «Что изменилось?»Предварительно воспитатель раскладывает на столе 10-15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрывает газетой. Приглашает одного из участников группы проверить свою наблюдательность - в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это время воспитатель перекладывает 3-4 предмета на другие мета, затем просит играющего повернуться, посмотреть на предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?». Особенно интересно, если предметы просто не перекладывают и не убирают. Это в большинстве случаев вызывает замешательство.
Приложение № 4
Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости
и переключения внимания «Пуговица»Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. В нее же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.
«Найди отличия»Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным – предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (котенка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить отличия.
Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием попросить ребенка найти несоответствия.
«Съедобное – несъедобное»Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы – съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
«Летает – не летает»Взрослый называет предметы. Если предмет летает, ребенок поднимает руки, если нет – руки ребенка опущены. Взрослый может сознательно ошибаться, а ребенок, часто непроизвольно, в силу подражания, поднимает руки. Необходимо реагировать своевременно, быть внимательным.
«Найди лишнее» Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвертое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.
«Будь внимательным»Взрослый называет ребенку любые слова : стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, необходимо повторить игру с начала.
Еще можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем – объединить первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Такие упражнения развивают внимание, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Интереснее проводить такие упражнения с несколькими детьми.
«Зеркало»Один из играющих – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем можно включить музыку и предложить ребенку нарисовать ее. Пока он рисует музыку, взрослый – зеркало воспроизводит движения художника. При этом руки художника, производящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего зеркального отражения, хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями («Теперь ты – зеркало»).
«Маленький жук»Перед двумя игроками поле, расчерченное на клетки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх. Взрослый диктует ребенку ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: «Одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз. Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено – перейти к движению по полю из 24, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо-вниз, три клетки влево и т. д.
«Карлики и великаны»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека.
«Волшебное слово»
Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.
«Человечки»
Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу
«Игра с палочками «Повторяй за мной!».
В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
Шерлок Холмс: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.
Разведчики.
Ребёнку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку и задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.