Галина Чвилёва
«Аукцион полезных советов». Родительское собрание в нетрадиционной форме
▼ Скачать + Заказать документы
«Аукцион».
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
Публикация «„Аукцион полезных советов“, Родительское собрание в нетрадиционной форме» размещена в разделах
«Кризис трех лет».
Цель:
привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задачи:
помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3-х лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Дошкольный возраст, как писал выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Младший дошкольный возраст – это период первоначального становления личности, период освоения ребенком новых знаний и умений, период активного познания мира.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности ребенка, его индивидуальности. Традиционно ведущей деятельностью младшего дошкольного возраста считается игра. Именно в игровой форме ребенок познает мир, осваивает новые для себя роли, учится общаться со взрослыми и сверстниками.
Л. С. Выготский отмечал, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Критические периоды перемежаются стабильными. Кризис, не что иное, как переход на новый, более высокий уровень развития. Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет, каждый стабильный период завершается кризисом: в 1 год, в 3 года и в 6-7-летнем возрасте.
Ребека-дошкольника отличает непосредственность, импульсивность поведения, желание все узнать, яркая эмоциональность. 3 года – это возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников.
Три детских кризиса – не что иное, как три этапа взросления маленького человека. Задача взрослого – помочь малышу пережить все стадии взросления. Для этого важно понимать, что же именно происходит с вашим малышом.
Взаимодействие с 3-х летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3-х лет – кризис становления воли, кризис «Я САМ».
Кризис трех лет, ключевой фразой которого становится фраза «Я САМ», - один из самых значимых и масштабных в процессе становления личности ребенка. К трем годам вы можете заметить серьезные изменения в своем ребенке, он становится капризным, упрямым, вздорным. По словам Л. С. Выготского, «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие». Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому в кризисный период многое зависит от взрослых.
Первый симптом кризиса трех лет, который получил название «негативизм». Заключается он в том, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают родители, взрослые. Причем, это отрицательная реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство – еще одно проявление кризисного периода. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого требует. Мотивом упрямства является принятое ребенком решение.
Строптивость – третий симптом кризиса трех лет – направлен против норм воспитания, он выражается в детском недовольстве, в желании настоять на своем, добиться своего любыми средствами.
Своеволие, своенравие – выражается в том, что ребенок все хочет сделать непременно сам, отказывается от помощи взрослых.
Протест-бунт против окружающих проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, иногда достаточно агрессивный.
Обесценивание ребенком личности близких – обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
Все симптомы кризиса говорят о том, что сложившиеся формы общения и деятельности ребенка его больше не удовлетворяют. Но это заметно проявляется только тогда, когда взрослые, не замечая новых тенденций в развитии ребенка, ограничивают его свободу и активность.
Таким образом, кризис трех лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
Родителям следует знать:
- Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
- Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
- Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка к собственному «Я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
- Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
- Кризис трех лет – это, прежде всего «кризис социальных отношений ребенка», когда перестраивается система взаимоотношений «ребенок – взрослый» и ребенок осознает себя как отдельную самостоятельную единицу.
- Не нужно пугаться остроты протекания, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в своем самоутверждении говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития личности и ее адаптивных способностей.
- Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, продолжают сохранять прежний, авторитарный стиль общения с ребенком.
- Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
- Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функций самоконтроля;
- Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи, запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
- Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
- Помните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.
- Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении родителей.
- Период кризиса трех лет – это серьезное испытание и для родителей, и для детей, но, зная особенности протекания кризиса, а также его причины, можно успешно его преодолеть.
(Предложить родителям рассмотреть проблемные ситуации).
Что могут сделать родители в период кризиса:
- Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности;
- Не надо любыми путями сгладить кризис, помня, что проживание периода кризиса – неизбежный процесс.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребенка. Примите это как необходимость.
- Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его любите и понимаете.
- Не подчеркивайте свою силу и превосходство над ребенком, кризис не должен перейти в войну, где каждая сторона упрямо стоит на своем. Научитесь договариваться, старайтесь находить компромиссы.
- Капризы ребенка – это его способ определить степень своей свободы, поэтому лучше заранее выработать короткий свод непререкаемых законов и придерживаться их.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы и последовательны, если вы сказали «Нет», оставайтесь при том же мнении. Выработайте единую стратегию поведения для всех членов семьи, в том числе, бабушек и дедушек.
- Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка).
- Чтобы переломить ситуацию, предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности. Покажите ребенку, что вы ему доверяете и что вы с ним равны. Расширяйте права и обязанности ребенка в пределах разумного.
- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
- Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
- Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится более самостоятельным, независимым от окружающей среды, он осознает себя как отдельную личность.
Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период?
Терпение. Выдержка. Включение ребенка в игру. Помощь ребенку или включение его в действия взрослого («Помоги мне!»). Соревнование («Кто быстрее – ты или я?»). Предоставление большей самостоятельности растущему человеку.
Таким образом, чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период.
От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода дошкольного детства зависит будущее взрослого человека.
Успешность развития вашего ребенка во многом зависит от вас, дорогие родители!
Необходимо заметить, что главную роль в воспитании ребенка играет его семья.
Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства.
И чем младше ребенок, тем ответственней должна быть роль взрослого.