Лучший педагог года

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Cветлана Кузьмина
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи младших дошкольников

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. Сегодня нашу встречу я начну с прочтения следующих строк…

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Развитие речи младших дошкольников“» размещена в разделах

Тема нашего собрания : «Развитие речи младших дошкольников».

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт первые знания и умения. Для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем вот такой треугольник.

. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавать новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось во втором его доме – в детском саду, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

Как же помочь нашим детям? Что является главным в развитии речи на данном возрастном этапе?

Основной задачей речевого развития младших дошкольников является развитие у детей способностей общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Обучение развитию речи происходит в совместной с детьми организованной деятельности; так и в свободной, игровой, повседневной жизни.

На занятиях по развитию речи решаются несколько задач:

Формирование звуковой культуры речи

Обогащение словарного запаса

Формирование грамматического строя речи

Обучение связной речи.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Стимулом речевого развития ребенка являются пальчиковые игры. Центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Игры очень эмоциональны и увлекательны. Уважаемые родители, давайте с вами попробуем настроить наши речевые центры.

Пальчиковые игры с родителями.

Растираем подушечки пальцев, затем медленно опускаемся к запястью.

Потереть ладони, похлопать.

А теперь перейдем к пальчиковым играм.

Всем известная игра (Это пальчик дедушка)

Попробуем поиграть в пальчиковую игру

Игра «Дружные пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Встали пальчики – ура

В детский сад идти пора.

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин, (Кулачок сжат)

Много нас, а он один,

Это долька для зайчат, (Разгибаем поочередно все пальчики)

Это долька для бельчат,

Это долька для ежа,

Это долька для стрижа,

Это долька для меня,

А для волка кожура.

Пальчиковая игра (с предметом)

Медведь.

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)

Игры с массажными мячиками

Игра с ёжиком

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока-

Надо их размять слегка.

А потом погладить ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

А теперь, уважаемые родители, после того как мы активизировали наши речевые центры, перейдем непосредственно к развитию речи. Как я уже отмечала выше, на занятиях по развитию речи мы решаем несколько задач, я остановлюсь на каждой поподробнее.

1) Формирование звуковой культуры речи. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

В младшем дошкольном возрасте мы продолжаем учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, о, и, э) и некоторые согласные звуки (п, б, т, д, к, г, ф, в, т, с, з, ц).

Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц] : «каса» (каша, «нозык» (ножик, «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й] : «лябота» (работа, «лека» (река, «юля» (юла, «лямпа» (лампа, «каяндас» (карандаш, «устай» (устал). Чтобы овладеть правильным звукопроизношением необходимо подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не смог. И в этом помогают занятия артикуляционной гимнастикой.

2). Формирование словаря.

В младшем дошкольном возрасте на основе обогащения представлений о ближайшем окружении мы продолжаем расширять и активизировать словарный запас ребенка. Уточнять название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Для реализации задачи мы используем различные виды игр. Очень хорошо использовать «лото» на разные темы: «Фрукты», «Овощи» и др. Играя в лото, дети не только обогащают словарь, но и получают зрительное представление о многообразии окружающего мира.

Игра «Собери цветок»

(Вырезанные серединки и отдельно лепестки цветов из плотного цветного картона). Дети закрепляют названия прилагательных (красный, синий и др).

Игра «Закрой окошечко фигурой»

Дети учатся запоминать названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

Большое значение для развития речи младших дошкольников имеет обогащение словаря в процессе наблюдения за природой. Выходя с детьми на прогулку мы проводим наблюдения за явлениями природы и их объектами (камни, шишки, солнце, дождь, ветер, вода и др). В ходе наблюдения мы выясняем каким может быть снег, ветер и т. д.

3). Формирование грамматического строя речи.

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука»

На протяжении младшего дошкольного возраста мы должны учить детей согласовывать прилагательные с существительными в -+роде, числе, падеже (красное яблоко-красные яблоки). Для реализации данной задачи хорошо использовать энциклопедии, книжки, фотоальбомы, иллюстрации, картинки.

Например, рассматривая предметы одежды, спросить, что нарисовано; добиваться, чтобы ребенок, не просто назвал предмет, а назвал его качество вместе с самим названием предмета (розовая кофта, синий шарф).

Игры «Телефон»

Разговоры по игрушечному телефону способствуют развитию активной устной речи.

Ситуация общения «Научи меня»

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.

4) Обучение связной речи.

Не менее важная задача развития речи является обучение связной речи.

Мы должны научить вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку

Игры «Телефон»

Разговоры по игрушечному телефону способствуют развитию активной устной речи.

Ситуация общения «Научи меня»

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.

4) Обучение связной речи.

Не менее важная задача развития речи является обучение связной речи.

Мы должны научить вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку

Замечательные возможности для развития речи детей представляет ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, которые вы читаете ребенку, должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию.

Учите с детьми стихи, потешки, наизусть.

При прочтении сказки, задавайте вопросы по содержанию.

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе за 2014 – 2015 учебный год Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей.

Итоговое родительское собрание в 1 младшей группеИтоговое родительское собрание в 1 младшей группе Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год; - определить перспективы на будущее.

Итоговое родительское собрание в первой младшей группеИтоговое родительское собрание в первой младшей группе Итоговое родительское собрание «Чему мы научились за год» Цель: подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: познакомить родителей.

Первое родительское собрание во второй младшей группе Здравствуйте, дорогие родители! В годовых задачах на 2014-2015 учебный период определено развитие у воспитанников познавательных интересов,.

Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Давайте познакомимся!» Родительское собрание в 1 младшей группе. Тема: «Давайте познакомимся! Адаптация детей нашей группы.» Цели: создать условия для знакомства.

Родительское собрание в 1 младшей группе «Читайте детям сказки» Цель: Расширять представление родителей о роли сказки в воспитании ребенка. Задачи: Убедить родителей пересмотреть свои взгляды на рассказывание.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Родительское собрание во второй младшей группе «Здоровье — это здорово» Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Здоровье –это здорово». Цель и задачи родительского собрания: Цель - знакомство.

Родительское собрание во второй младшей группе «Мы рады знакомству»Родительское собрание во второй младшей группе «Мы рады знакомству» Пример объявления: Уважаемые родители! Приглашаем Вас на родительское собрание 10 сентября 2015г. в 18.00 На повестке собрания: 1. Цель.

Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 01:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД