Елена Кошелохова
Родительское собрание в форме семинара — практикума
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в форме семинара — практикума
Родительское собрание в форме семинара – практикума в средней группе
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника»
Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.
Предварительная работа:
1. Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
Публикация «Родительское собрание в форме семинара — практикума» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
2. Оформить консультацию для родителей
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
Материал и оборудование:
-стаканы на каждый стол, бутылочки с минеральной водой, обычная вода, мандарины, виноград, бумага, маленькие игрушки.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», по которой мы работаем, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
А, вы уважаемые родители, каким хотите видеть своего ребенка?
(Ответы родителей)
Понятно, что сейчас многие родители желают вырастить человека с активной позицией, творческую, увлекающуюся личность.
Давайте дадим определение, что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка, способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.
Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (ответы родителей)
Вы правильно отметили, что родителям необходимо:
1. Самим быть любознательными.
2. Давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
3. Предлагать новые интересные объекты для исследований.
4. Не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
5. Стараться отвечать или вместе находить ответы на многочисленные вопросы ребенка.
Как же выбрать тему для экспериментирования? (Ответы родителей)
Конечно, объект экспериментирования может подсказать вам сам ребёнок, если у него возникает какой –нибудь вопрос, проблема.
Например, все мы детям говорим: «Снег грязный, в нём содержится много пыли», но ребёнок не понимает, потому что он видит белоснежный, чистый, пушистый снег. В этом случае поможет экспериментирование со снегом.
Можно специально смоделировать ситуацию, для того, чтобы вызвать интерес у ребёнка, исследовательскую активность. Например, мы говорим, что в фруктах много сока, они очень полезные, но ребёнок смотрит на яблоко и сока там не видит и т. д.
Итак, главное при выборе темы экспериментирования помнить, что
1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей средней группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.
Практическая часть:
А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
1. Эксперимент «Подводная лодка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
2. Опыт: «Мандарин»
Как вы думаете, если опустить мандарин в воду, он утонет или нет? А если опустить в воду очищенный мандарин? 1. Мандарин утонет. 2. Мандарин не утонет. Что нужно сделать чтобы проверить какой мандарин утонет: с кожурой или без? - Я предлагаю опустить в воду сначала мандарин с кожурой, затем без кожуры. Смотрите, что произошло с мандарином с кожурой? (он держится на поверхности воды) Посмотрите, что произошло с мандарином без кожуры? (без кожуры мандарин тонет). Значит в кожуре есть воздух. Зарисовка опыта.
3. Опыт: «Мост из бумаги».
Может ли бумага быть прочной, как мост?
Возьмём обычный листок бумаги и положим его сверху на два кубика. Попробуем поставить сверху матрёшку. Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается.
Подумайте, как сделать так, что мост из бумаги станет таким прочным, что по нему сможет пройти матрёшка?
А мы должны сложить бумагу гармошкой. Теперь мост готов выдержать самые сложные испытания!
Объяснение: Мы провели настоящую инженерную работу. Согнув листок бумаги гармошкой, мы создали так называемые ребра жесткости, которые и придали прочность всей конструкции, что позволило мосту выдержать вес матрёшки!
Закончить наше мероприятие хочется словами В. Сухомлинского:
«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».