Наталья Попова
Родительское собрание в форме семейной гостиной «Знаете ли Вы своего ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Знаете ли вы своего ребенка?
Родительское собрание в форме семейной гостиной
Цели. Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, основанные на доверии; развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов)
Публикация «Родительское собрание в форме семейной гостиной „Знаете ли Вы своего ребенка?“» размещена в разделах
Задачи: Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей младшего дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка
Участники. Воспитатели, родители, педагог-психолог
Предварительная работа.
1. Родители пишут мини-сочинение на тему «Мой ребенок – мое солнышко»
2. Иллюстрируют сочинение фотографиями ребенка
3. На листе родители пишут полное имя ребенка, а рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности, способности
4. оформить плакаты с цитатами: «Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание»; «В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение»; «Наши детки как конфетки, только что же там внутри?»; «Мой любимый ребенок».
5. выбрать фоновую музыку, подобрать музыку для физминутки
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово
Воспитатель. Знаете ли вы своего ребенка? Конечно, ответит каждый родители. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И, возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос:»Знаем ли мы своего ребенка?» Давайте об этом и поговорим.
2. Изучение родительского рисунка и расшифровка имени ребенка
Психолог. Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывания родителей). Это его имя. Древние мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет» Для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на земле, который звучит как сладкая в мире музыка.
Посмотрите на имена ваших детей. Дети еще маленькие, а мы им уже приписываем те качества, которые хотели бы в них видеть всегда, а может быть качества, которые не реализовали сами и хотим реализовать через них.
Посмотрите на портреты детей, какие они разные, каждый из них индивидуален и неповторим. Давайте остановимся на рисунках – что же в основном вы подмечаете в своих детях – проведем небольшой психологический анализ рисунков.
Психологический анализ рисунка человека.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Ваши детки нарисовали вам цветики-семицветики. Представьте, что цветок – это ваш малыш, нежный, ласковый, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке – имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда сердитесь на него. (2 мин)
3. Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»
Воспитатель. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей)
Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу. А с чем трудно справиться, во что он верит и почему он лжет.
4. Детская ложь
Психолог. Малыши по своей природе уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных целях. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазия - это выдумка, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять и секрет в том, что ребенок сам верит в то, что рассказывает. Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. И давайте посмотрим, как это происходит на самом деле. Мы предлагаем вам игру «Испорченный телевизор»
Воспитатель. Игра «Испорченный телевизор»
Выходят 4-5 человек. Воспитатель показывает стоящему за ним родителю пантомиму:
Маленькая девочка берет у мамы, пока ее нет дома, косметичку и красится; вдруг в дверь кто-то стучится, от испуга девочка роняет косметичку и зеркало, т. е. заметает следы проступка. Родитель внимательно смотрит на воспитателя и передает все, что запомнил, стоящему за ним родителю. В конце игры каждый рассказывает, что он понял. Что можно заметить? На каждом этапе информация искажается.
Психолог. Игра «Испорченный телефон»
Выбираются родители, которые выходят за дверь, чтобы не слышать информации. Один родитель остается, ему передается телефонограмма, а он передает ее следующему и т. д. В конце зачитывается телефонограмма. Которая была передана вначале («Здравствуйте, примите телефонограмму! Заседание, запланированное на 28 апреля 2012 года отменяется в связи с отъездом председателя комиссии для покупки инвентаря для кабинета»)
Какой же вывод можем сделать из игры? Когда информация передается, она обязательно искажается. Вот так и в жизни информация искажается, принося тем самым вред и вызывая различные обиды. Точно так же и дети могут доносить до взрослых неверную информацию. Поэтому прежде чем делать вывод, лучше переспросить у воспитателей, чтобы не возникло недоразумений и конфликтов.
5. Решение педагогических ситуаций.
Психолог. Конфликты – это часть нашей жизни и важно уметь их конструктивно решать. Мы предлагаем вам проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе.
Родители обсуждают предложенные ситуации, психолог комментирует их.
Воспитатель. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем каким бы я хотела его видеть. Чтоб легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы»
6. Упражнение «Контраргументы»
Психолог. Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.
Достоинства моего ребенка Недостатки моего ребенка Каким бы я хотела видеть моего ребенка
-Какая колонка оказалась больше заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что, видя те или другие особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективность. Семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит. Что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на ребенка такими глазами.
Предлагаю вам физминутку.
7. Тест «Какой вы родитель?»
Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие мы родители? Иногда мы правы, а иногда мы чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? 2балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1 балл
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! 1 балл
4. И в кого ты только такой уродился!2 балла
5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 балл
6. Ну на кого ты похож! 2 балла
7. Я в твои годы… 2 балла
8. Ты моя опора и помощник 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя? 2 балла
10. О чем ты только думаешь? 2балла
11. Какой ты у меня умница! 1 балл
12. А как ты считаешь? 1балл
13. у всех дети как дети. А ты… 2 балла
14. какой ты у меня сообразительный! 1 балл
от 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит вас и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительность дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих
8. Итог собрания.
Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить стихотворением.
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Психолог. Рассказывает притчу:
Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!» Уважаемые родители! Ваш ребенок в ваших руках!
Литература.
1. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. Дубна, 2000
2. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М., 2009