Анастасия Илясова
Родительское собрание в ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
тное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» cтруктурное подразделение «Золотой ключик»
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское
экспериментирование»
(конспект родительского собрания в старшей группе)
Публикация «Родительское собрание в ДОУ „Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Автор: Илясова Анастасия Александровна,
воспитатель
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское
экспериментирование»
Цель:
повысить уровень знаний родителей о экспериментально — исследовательской
деятельности в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей.
Задачи:
1. Вызвать у родителей интерес к детскому экспериментированию
2. Дать информацию о детской любознательности
3. Дать информацию по опытам в домашних условиях
4. Развивать познавательный интерес к окружающему, самостоятельность,
активность, детей старшего дошкольного возраста
5. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя по организации
совместной деятельности с семьёй
Форма проведения: мастер-класс для родителей и детей
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
Василий Александрович Сухомлинский
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас в стенах нашего детского
сада. Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитание детей. Сегодня мы с вами поговорим об экспериментировании.
Экспериментирование — это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Цель экспериментальной деятельности : создание условий для формирования целостного мировоззрения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира;
Развить представление об основных физических явлениях;
Развить представление детей о некоторых факторах среды;
Расширить представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности: прогулкой, трудом, ФЭМП, развитием речи, чтением художественной литературы, изобразительной деятельностью, музыкой, физическим воспитанием.
В процессе игр — экспериментов у детей развивается :
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что случается со снегом в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню — дома расскажу маме);
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Как показывает практика наряду с игровой деятельностью, для детей дошкольного возраста, очень важной является и экспериментальная. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент — понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись : заплачу — мама подойдет, засмеюсь — засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Окружающий мир — бездонный кладезь загадок, тайн, интересных открытий. И в любой своей деятельности ребенок стремится познать новое.
Важно не пропустить момент заинтересованности ребенка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности. Чем раньше начать развивать у детей интерес к познавательной деятельности, тем лучше. Вот именно поэтому мы и работаем с детьми по данной теме. Для всестороннего развития.
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева — нет; бабушка «не поверит», когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок — взрослый — это субъектно - субъективные отношения, т. е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр — экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение, имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?
Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Я хочу предложить вам поучаствовать в совместном экспериментирование с детьми.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материал (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению опыта);
4. Подведите итоги (доступным для ребёнка языком).
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ —
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ.
Минутка релаксации с воздушным шариком
Прежде чем перейти от теории к практике, хочу предложить вам эмоционально настроиться. Ведь ни для кого не секрет, что общаясь с детьми, мы часто бываем раздражительными, вспыльчивыми и несдержанными. Сейчас я вам подскажу, как нужно контролировать свои эмоции. Для этого мам понадобятся воздушные шарики (воспитатель надувает шар). Представьте, что шарик это мы, а воздух, который внутри шарика - это наши эмоции. Посмотрите, как вы выглядите в глазах ваших детей, когда не сдерживаете своих эмоции (воспитатель отпускает шар). А теперь вы возьмите свои шары, надуйте их и постарайтесь выпустить свои эмоции, не привлекая к себе внимания.
ОПЫТЫ (ЖЕРЕБЬЕВКА)
Название опыта: «Цветы лотоса»
Цель: выявить, что вода может пропитывать бумагу и делать её тяжелее.
Оборудование и материалы: Чаша с водой, бумажные цветы лотоса.
Описание опыта: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: вода имеет свойство пропитывать бумагу и делать её тяжелее.
Название опыта: «Радуга в стакане»
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Оборудование и материалы: пищевые краски, сахар, вода, пластиковые стаканчики, ложечка.
Прогнозируемый результат: Мы должны получить «радугу в стакане», т. е. несколько слоёв цветной воды ‚ не смешивающиеся между собой.
Описание опыта: добавьте в 1 стакан … столовые ложки сахара, во 2 -. ложки, в 3 -. , а один оставьте без сахара. Перемешайте. В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго. Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане.
Вывод: Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды.
Название опыта: «Тонет – не тонет»
Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной и она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.
Материалы и оборудование: ёмкость с чистой проточной водой, яйцо, ложка для размешивания соль, соль.
Описание опыта: Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Что с ним произошло? Оно утонуло. Теперь аккуратно достаньте яйцо. И добавьте в ёмкость. ложек соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать.
Вывод: Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки.
Название опыта: «Плавающий апельсин»
Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Материалы и оборудование: 2 апельсина, большая емкость с водой
Описание опыта: Один апельсин положим в ёмкость с водой. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. Очисти второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул!
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. А апельсин без кожуры тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вопрос для родителей : Что сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал?
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Уважаемые родители!
Подводя итог, хочу сказать вам! Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Просмотр фотоальбома «Любознайки».