Ольга Медведева
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие мелкой моторики пальце рук у детей. "
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
Задача: познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: столы, пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные, пуговицы, корзинки, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия:
Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Точнее об одном из средств развития речи детей.
Всем извест
о, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе.
Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда, которая сама у детей не снимается, и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта.
А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Некоторых тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру. Разминка «Карандаши».
Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.
(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)
Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут
Здравствуйте, пальчики, гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные!
(Ритмичное сжимание пальцев в кулачки)
Воспитатель: Спасибо за помощь! Отправляемся дальше.
Следующая станция – «Массажная». «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!
Вопросы к родителям :
- занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.
- играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.
- как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Ну а теперь мы пригласим ваших детей, чтобы провести вместе с вами небольшое игровое занятие, которое посвящено развитию мелкой моторике рук.
Ход деятельности:
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться.
Самомассаж (Выполняют взрослые и дети)
Вы готовы, глазки? Да! (Поглаживание век)
Вы готовы ушки? Да! (Поглаживание ушей)
Вы готовы, ручки? Да! (Поглаживание кистей рук)
Вы готовы, ножки? Да! (Поглаживание ног)
Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
3. Воспитатель: Теперь садимся в поезд.
Первая станция «Цветочная полянка».
Рисование пальчиковыми красками под стихотворение. Дети рисуют, взрослые помогают.
На полянке на лесной цветики танцуют.
Водят дружно хоровод, приглашают весь народ.
Собрались и мы в кружок, становись скорей, дружок.
Воспитатель: Едем дальше.
Следующая станция – «Театральная»
Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает эмоциональное напряжение.
Дети садятся на стульчики, родители напротив них на корточки.
Воспитатель показывает "Капусту", "Вышли мышки как то раз", "Ветер дует нам в лицо"
Самомассаж. Цель: научить элементам самомассажа пальцев
Взрослые и дети располагаются где им удобно. Воспитатель читает стихотворение, а родители разминают детям руки.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка».
Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза.
(Пока дети с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы)
Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать.
(Дети и взрослые собирают пуговицы в корзинки)
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!