Елена Левадная
Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.
2. Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.
2. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Правила нашей группы;
3. Доклад: «Адаптация детей к ДОУ»;
4. Общие вопросы.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания
Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с Вами первое родительское собрание, на котором мы узнаем, друг друга поближе, мы расскажем Вам о том чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.
Несколько слов об адаптации ребёнка к дошкольному коллективу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях : физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Фазы адаптационного процесса :
Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц.
Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами и длится примерно 3-5 месяцев.
Фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате, к концу учебного года преодолевается указанная выше задержка темпа развития.
Для формирования адаптационных механизмов и следовательно сглаживания стрессовых переживаний необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой -насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :
1. Легкая адаптация :
- Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); - аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).
4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.
1. По возможности расширить круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть, кто плачет.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
-- самостоятельно садиться на стул;
-- самостоятельно пить из чашки;
-- пользоваться ложкой;
-- активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером являются, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Нужно соизмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – Воспитатели стараются по возможности создать хоть некоторые условия, схожими с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, поиграть в лото). Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность
Исследования педагогов медиков Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой показали, что характер адаптации зависит :
От возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9 мес. до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке ещё нет.
После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятием. Они неплохо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у многих уже есть опыт общения с разными людьми.
От Сформированности у малыша положительного образа воспитателя, детского сада.
От индивидуальных особенностей их нервной системы. Это можно выяснить в индивидуальных беседах с родителями, в результате наблюдений за ребёнком. Один активен, коммуникативен, любознателен. Его адаптационный период проходит довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, одеваться, то делает это медленно, отставая от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Болезненным, плачущим детям 2 раза в неделю нужно устраивать "выходные", щадя их нервную систему. Часто их адаптация самая затяжная.
Ребёнок, имеющий достаточно высокий уровень игровых действий. По предложению воспитателя с интересом включается в занятие, демонстрируя свои умения и вызывая похвалу взрослого. Такое деловое сотрудничество значительно сокращает период адаптации.
От неумения сообща пользоваться общими игрушками, предметами. В данном случае надо показать малышу, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами.
От отсутствия подготовки ребёнка в интеллектуальной сфере развития (сенсорика, умение слушать художественный текст, музыку и т. д.)
Отсутствие навыков самообслуживания у ребёнка - фактор риска для его здоровья. Оно может привести к дискомфортному состоянию, т. к. привычная потребность ребёнка в своевременной помощи со стороны взрослого (няни или воспитателя, у которых " на руках" много детей) не будет удовлетворяться так быстро как дома.
От поведения и настроя родителей при расставании с малышом утром.
От обстановки в семье, которая может способствовать дополнительным стрессом: расхождение с режимом дошкольного учреждения, от нервных перегрузок (посещение гостей, магазинов, театров, громкой музыки, длительного просмотра ТВ и т. д.).
Сложнее всего адаптируются в детском саду дети :
• у которых нет братьев и сестёр, поэтому не имеющие опыта делить близкого взрослого с другими детьми;
• застенчивые и замкнутые дети;
• агрессивные дети;
• эмоционально неустойчивые;
• дети, не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
• дети, чрезмерно опекаемые родителями или бабушками (дедушками);
• дети, родители которых слишком сильно переживают за ребёнка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад;
• дети, чьи родители находятся в острых конфликтных отношениях;
• дети, чьи родители и другие члены семьи не поддерживают того, что ребёнок начинает ходить в детский сад.
Практические решения проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании, а также возможных подходов к ней чрезвычайно актуальны в настоящее время.
Как показывают исследования, контролируемый, правильно организованный адаптационный процесс на ранних стадиях развития ребёнка правильно подготавливает к стрессовым ситуациям жизни, повышает "потолок" сопротивляемости патологиям.
В результате научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста таких учёных, как С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова, Н. Е. Веракса и др. была создана чёткая система вхождения ребёнка в социум, своеобразная лесенка по которой поднимаются двое - Взрослый и Ребёнок.
I ступень - ребёнок и мама
II ступень - ребёнок, мама и другие взрослые
III ступень - ребёнок и ближайшее окружение (взрослые дошкольного
учреждения)
IV ступень - ребёнок и другие дети
Первая и вторая ступень преодолевается в семье, а третья и четвёртая в дошкольном учреждении.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее пойдёт его развитие.
Л. С. Выгодский в работе "Игра и её роль в психическом развитие ребёнка" писал:
«В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив и открыт окружающему миру. Чем он младше, тем больше влияния можно оказать на его поведение и чувства. Ребёнок, играя, адаптируется к внешнему миру. Игра - путь обретения взаимопонимания взрослого и ребёнка».
Игровая деятельность - это наиболее близкий для малышей вид деятельности.
Выбрав такой вид обучения, как игра, мы даём ребёнку возможность на всю жизнь запомнить, что обучение - это захватывающее, жизнерадостное приключение.