Зорина Анна Сергеевна
Родительское собрание «Особенности формирования антивитального настроения у подростков«
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание : Тема: «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»
Цель выступления психолога: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики антивитального поведения детей и подростков.
Форма выступления : семинар-практикум
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Раздаточный материал: Тест-опросник родительского отношения, разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, Листы А4
Конспект родительского собрания :
Ход выступления
-Добрый день уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы! (Зачитывается эпиграф.)
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили… Мимо прошли…
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С. Давидович
-Ваши дети входят в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в их характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка. Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Темно»
-Прокомментируйте увиденный вами ролик? (ответы родителей)
-Как вы поняли его? (ответы родителей)
-Данный ролик, пусть на уровне метафоры, рассказывает нам о чувствах подростка, которой не видит выхода из сложившейся ситуации. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
-Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные. Как достигается такой результат?
Упражнение «Чистый лист».
-Уважаемые родители, работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.
Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя – ещё кусочек.
-Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.(ответы родителей)
-А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).
-Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
-А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок?
- Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями?
- Какие проблемы волнуют моего ребенка?
- Пожалуй, не так часто
-В последнее время в подростковой среде возросло проявление антивитальных настроений, которое обусловлено в большинстве своем веянием парасуицидальных и суицидальных попыток. К сожалению, причины возникновения данного феномена скрыто в глубине подросткового периода и сегодня нам с вами предстоит понять причину этого и разработать алгоритм действий разрешения данной ситуации.
Упражнение “Ассоциации”
-Когда мы слышим слово “Антивитальное поведение”, то, что приходит в этот момент нам в голову? (Ответы родителей)
Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления.
Анализируя статистические данные современных психологов, было отмечено, что особое место в проявлении антивитальных настроений занимает подрастающее поколение
Это, прежде всего, обусловлено переменами, происходящими в самом подростке
Обсуждение
– Что способствует такому поведению? (ответы родителей)
– Какие возможные причины? (ответы родителей)
- Наблюдая за подростками, можно отметить, что происходящая гормональная перестройка провоцирует у них частую смену настроений. А психофизическое развитие подростков, обусловленное полярностью психики, может проявляться как в импульсивности, так и в настойчивости поведения, как в ранимости и неуверенности в себе, так и безаппеляционности в суждениях, а иногда нежность и ласковость подростка может смениться недетской жестокостью.
Ведь подросток, дышащий полной грудью, осознающий себя единым целым и живущий в гармонии с собой, способен сделать других счастливыми, то есть делиться своей радостью с окружающими.
Росту антивитальных настроений подростков, могут способствовать ряд факторов
социальные (воспитание в неблагополучной семье, завышенные требования благополучных семей, тяжелое материальное положение, физическое и психологическое насилие в семье, наличие случаев суицида в семье, отсутствие одного из родителей, частая смена места жительства и учебы,
индивидуально-психологические (особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, активное употребление алкоголя или наркотиков, клинические расстройства,
поведенческие (нарушение межличностных отношение, сужение круга общения, утрата позиций в коллективе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру).
ситуационные (личные неудачи, ссоры, конфликты с друзьями, другими подростками, травля, в том числе в социальных сетях, нестабильная обстановка в семье или объективно тяжелая жизненная ситуация).
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого- педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая может привести и к суицидальным попыткам.
В современных условиях профилактическая работа не может быть ориентирована только на детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, она должна учитывать и основной контингент учащихся и их родителей, что связано с многообразием факторов, влияющих на появление антивитальных проявлений и среди обучающихся из социально благополучных семей, и среди категории одаренных детей.
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого-педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности подростка, которая может привести к суицидальным попыткам
- Рекомендации при общении с детьми
• любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом
• принимайте своего ребенка таким, какой он есть,-со всеми достоинствами и недостатками
• опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
• создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым
• не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
• помните, что воспитывают не слова, а личный пример
• не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален
• не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
• помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы
В завершение нашего собрания, предлагаю пройти тестирование
Тест-опросник «Родительского отношения»
Тест-опросник родительского отношения, разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным направлен на выявление родительского отношения к ребенку.
Родительское отношение понимается как система чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Необходимо выразить согласие или несогласие со следующими утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».
Тест – опросник
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я все время стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживаю осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает все плохое.
18. При всем старании, моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они мне кажутся более воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребенок прав.
36. Ети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно выведет из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок меня часто раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получится не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10. 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56,60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61
За каждый ответ «да» - 1 балл, за каждый ответ «нет» 0 баллов.
Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка» - то 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла- говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Высокие баллы по шкале «Симбиоз» - 6-7 баллов – свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Высокие баллы по шкале «Контроль» - 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.
Низкие баллы по шкале 1-2 балла – свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребенка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, он игнорирует их.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребенка случайными и верит в него.
-Уважаемые родители, спасибо за вашу работу, Собрание закончено