Екатерина Барабаш
Родительское собрание «Сказкотерапия в семье» для родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Сказкотерапия в семье» для родителей дошкольников.
Цель: Формирование активной педагогической позиции родителей по отношению к сказкотерапии.
Публикация «Родительское собрание „Сказкотерапия в семье“ для родителей дошкольников» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым, человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Что же такое сказкотерапия?
• Сказкотерапия – это лечение сказками.
• Сказкотерапия – это процесс поиска и смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
• Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Волшебство, которое происходит внутри нас, постепенно улучшает окружающий мир.
Детская сказкотерапия направлена на такие действия:
• Учит детей различать добро и зло;
• Учит хорошим качествам, воспитывает;
• Исправляет изъяны в поведении;
• Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
• Способствует доверию между детьми и родителями;
• Развивает фантазию ребенка.
Сказки делятся на :
• Бытовые ( например: «Колобок», «Курочка ряба»);
• Волшебные ( например: «Алладин», «Кот в сапогах»);
• Поучительные ( например: «Золотая рыбка», «Снежная королева»);
• Героические (Конёк – горбунок, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»).
Существует три наиболее распространенных способа использования сказкотерапии :
1. Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят.
Например, сюжет известной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно использовать, чтобы объяснить сыну или дочери, что нужно слушаться старших, ведь с теми, кто не прислушивается к советам родителей или старших братиков/сестричек, могут случаться неприятности.
2. Придумать (придумывать самому или вместе с ребёнком) свою сказку с главным героем, который бы походил на вашего ребёнка и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.
Например, чтобы научить детей убирать за собой игрушки, можно рассказать сказку о ленивой девочке, которая ничего не хотела делать, поэтому на Новый год Дед Мороз решил не приносить ей подарка. И лишь в следующем году, когда девочка начала складывать свои игрушки, чистить утром и вечером зубы, заправлять свою постель (формируйте ситуацию в зависимости от того, чего хотите от детей добиться, то нашла подарок под елочкой от Деда Мороза.
3. Придумывать новые концовки для уже существующих сказок.
Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого воспитателя, который дает много заданий, можно обсудить с ним сказку о Золушке. В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?
Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.
Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему :
1. Сказка – ложь, да в ней намек…
Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
2. Баба-яга и красна девица
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
3. Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
4. …добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком
В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь.
Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой».
Вы должны знать, насколько устойчиво внимание ребенка, как долго он способен продуктивно слушать.
Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты.
После прочтения сказки обсудите ее с ребенком, чтобы убедиться, что они поняли, в чём её мораль.
А сейчас я Вам предлагаю выбрать ситуацию и по алгоритму всем вместе составить сказку.
Алгоритм сказкотерапии
1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
4. Описать реакцию на это окружение героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя неправильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
6. Придумать положительный финал.
7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Ну и заключении хочу Вам предложить с помощью сказки и рисунка на спине расслабиться (родители выходят и делятся на пары, затем рисуют на спине друг другу).
«Караван»
- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).
- На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).
- На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).
- А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).
- Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).
- Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее, что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).
- И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).
- Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
- Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).
- Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).
- После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).
Теперь предлагаю поменяться местами.
«Зоопарк»
• В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
• Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
• Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
• Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
• Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
• Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
• Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).
• Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
• А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
• Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
• А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассировать голову).
• Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки).
Дорогие родители учите своих детей добрым сказкам, и пусть их детство будет чудесным и беззаботным!