Ольга Пронягина
Роль игры в жизни ребенка. Игровая деятельность в семье
Роль дидактических игр в обучении детей в детском саду.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Помощью них воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. (№3 с3)
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
Публикация «Роль игры в жизни ребенка, Игровая деятельность в семье» размещена в разделах
1)Игры с предметами и дидактическими игрушками.
2)Настольно-печатные.
3)Словесные.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Дидактическая задача тесно связана с программой занятий, все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди и их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, закрепление элементарных математических представлений.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать каждый ребенок. Правила помогают развивать у детей способности торможения, т. е. подчиняться правилам игры.
Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.
С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом, разбирать и собирать их вместе с детьми, вызывать интерес, учить играть с ним.
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепить понятие «больше- меньше- самая маленькая» .
В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий.
Воспитатель при ознакомлении детей с окружающими предметами побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, т. е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.
На основе восприятия, действия и слова в процессе дидактических игр у детей формируется конкретное представление о предмете, дети учатся вычленять различные, сходные признаки, группировать предметы.
Игры с предметами и дидактическими игрушками. В процессе деятельности развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно, уже на втором-третьем году жизни, у детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.
В процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы собрать матрешку, надо всегда маленькую матрешку вкладывать в большую, сообразить, где у нее верхняя и нижняя части. Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.
Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, в течении некоторого времени каким-то одним делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым – он должен присмотреться к тому, что ему показали, и воспроизвести эти действия. Развитие умения подражать очень важно для того, чтобы ребенок был в состоянии заимствовать опыт взрослых, то есть учиться у них.
Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, ребенок старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют последовательности действий и отбора деталей. Ребенок может воздействовать на предмет не только прямо, но и посредством другого предмета, например, притянуть удаленный предмет с помощью палочки, выудить плавающую рыбку сачком и т. п. Т. О., возникает способность пользоваться вспомогательными предметами – орудиями, что так важно для развития детей. Умения, которые дети под руководством взрослого приобретают в процессе деятельности с предметами, дидактическими игрушками, имеют существенное значение для развития самостоятельной игры ребенка.
В начале второго года жизни дети мало говорят и не всегда понимают, что говорят им взрослые, поэтому так важен наглядно-действенный показ воспитателя. Воспитатель на глазах у ребенка проделывает все то, что потом должен ребенок проделать самостоятельно. Иногда приходится действовать совместно с ребенком, направлять его движения. Долго применять этот прием не стоит, важно, чтобы дети проявляли активность, поэтому, как только воспитатель увидит, что ребенок делает попытки к самостоятельным действиям, надо предоставить ему эту возможность. Хотя дети в этом возрасте еще не всегда понимают словесные пояснения взрослого, все же необходимо, чтобы воспитатель наглядный показ сопровождал словом.