Оксана Исаева
Конспект родительского собрания «Родители и воспитатели — два берега одной реки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
«Родители и воспитатели - два берега одной реки»
Подготовила
воспитатель :
Исаева О. А.
с. Лямбирь
Цель.
Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи.
Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
Публикация «Конспект родительского собрания „Родители и воспитатели — два берега одной реки“» размещена в разделах
Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы на новый учебный год.
Способствовать умению родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Участники. Воспитатели, родители.
Форма организации. Круглый стол.
Материалы и оборудование.
Приглашения. Плакат с изображением корабля. Шкатулка, 1/2 альбомного листа, простые карандаши, фишки (красного, жёлтого, зелёного цвета, клей - карандаши, клубочек, памятки, благодарственные письма.
План проведения.
I. Вступительная часть.
II. Приветствие родителей.
III. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
IV. Чтение стихотворения В. Шапова «Почему».
V. Игра - Самоанализ с фишками.
VI. Важные советы.
VII. Игра «Хвастовство»
VIII. Памятка «Советы родителям».
IX. Коротко о разном.
1. Выбор нового состава родительского комитета.
2. Вручение благодарственных писем.
X. Рефлексия Волшебная шкатулка»
XI. Итог.
Подготовительный этап
1. Изготовление плаката с изображением корабля.
2. Подготовка благодарственных писем семьям, принявшим активное участие в подготовке группы к началу учебного года.
3. Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).
4. Оформление приглашения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем Вас на родительское собрание «Родители и воспитатели – два берега у одной реки».
Вместе с нашими детьми отправимся в путешествие по реке Знаний.
Родительское собрание состоится 15сентября в 17.30.
Ждем Вас с нетерпением!
Ход мероприятия.
Звучит музыка (детские песни). На доске тема собрания, план. Родители заходят в группу, располагаются.
I. Вступительная часть.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей группе «Пчёлки»! Тема нашего собрания «Родители и воспитатели - два берега одной реки». Сегодня мы расскажем вам о возрастных особенностях наших детей и с удовольствием примем ваши пожелания и предложения.
Наши дети плывут по реке - по Реке Знаний. Путешествие это продлиться еще 3 года и конечным пунктом будет, конечно же, школа, где река вольётся в океан - Океан Знаний. Для того чтобы плавание прошло без крушений, я прошу вас быть не только внимательными слушателями, но и активными участниками на протяжении всего пути. Ну а для начала нашего с вами общения, давайте поприветствуем друг друга.
II. Приветствие родителей. Игра «Какой, какая».
Воспитатель. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. Например: Ирина - инициативная, Оля - ответственная и т. д.
Игру начинают воспитатели.
Воспитатель. Наш корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств - педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
III. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Воспитатель. Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни.
1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
4. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
5. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
6. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства различных объектов и отдельных природных явлений, что позволяет им каждый день делать «удивительные открытия», детей среднего возраста называют «почемучками». И сейчас предлагаем послушать небольшое стихотворение.
IV. Чтение стихотворения В. Шапова «Почему»
Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом называется зерно?
Почему сосед-новатор? Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше? Почему бывает дым?
-Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим!
Почему? Когда же? Где же?. Всякий раз ответ один…
Постепенно стал всё реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний у почтенного отца
От волненья, огорченья изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына : Вызов в школу? Почему?
Что такое? В чём причина? Совершенно не пойму?
У других посмотришь, детки только радуют сердца,
Почему твои отметки - огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму!
Отчего же, почему же? …В самом деле, почему?
Воспитатель. В самом деле, почему так произошло с героями этого стихотворения? Мы, конечно же, не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. И сейчас, уважаемые родители, предлагаем вам провести самоанализ ваших отношений с детьми с помощью фишек. Для этого вы должны вспомнить ваши семейные вечера и дать им оценку. Если вы поступаете так, как сказано в правилах, то выставляете на стол фишку зеленого цвета, если не всегда так - желтого, никогда так не поступаете - красного.
V. Игра - Самоанализ.
1. Каждый вечер уделяю для ребёнка время на разговоры, игры, рассказы о своём детстве.
2. Рассказываю ребёнку сказки на ночь, о том, какой он добрый, умный, храбрый.
3. Вместе с ребёнком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.
4. Ребёнок не смотрит с взрослыми телепередачи для взрослых, не находится в той же комнате во время просмотра остросюжетных фильмов.
5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.
6. Не рассказываем на ночь страшных историй.
7. Ребёнок никогда не ложится спать непрощённым.
8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.
9. Укладываем ребёнка в одно и то же время.
Если первые 3 пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях, контакте, то последующие - о вашей заботе, по созданию комфортных условий, необходимых для ещё неокрепшей нервной системы ребёнка. Посмотрите на фишки: если хотя бы один их пунктов не выполняется, это может привести к печальным результатам и отразиться на здоровье детей. А сигналом могут служить: агрессивность, упрямство, тревожный сон, страхи, капризы.
VI. Важные советы.
Воспитатель. Вам, как родителям важно :
- Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
- Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
- Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
- Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
- Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
- Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
- Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
- Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
VII. Игра «Хвастовство».
Воспитатель. А сейчас хочу предложить ещё одну игру «Хвастовство», которая поможет нам узнать ваших детей поближе. Каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умением своего ребенка. Например: мой Кирилл любит играть с кубиками, он добрый и ласковый сын и т. д.
Родители, стоя в кругу, передают клубочек и рассказывают о своих детях.
Воспитатель. Мы благодарим вас за участие в игре, а чтобы вы могли помочь своим детям развиваться, лучше их понимать, видеть их успехи и неудачи, мы предлагаем вам в помощь памятки.
VIII. Воспитатели раздают памятки
«Что должен знать и уметь ребёнок 4 -5 лет» Приложение 2.
IX. Коротко о разном.
1. Выбор родительского комитета.
Воспитатель. Уважаемые родители, для того, чтобы наше плавание было плодотворным, я предлагаю выбрать родительский комитет группы, который необходим для помощи в организации всех наших совместных мероприятий.
Родителям раздаются листочки с таблицей.
Должность Функции Предлагаю избрать
Председатель родительского комитета
Зам. председателя родительского комитета
Секретарь родительского собрания
Казначей 1.
2.
3.
Родителям предлагается вписать кандидатуры. Родитель, желающий заниматься той или иной деятельностью, может вписать свое имя. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Воспитатель. Без помощи инициативной, энергичной, творческой и действенной команды в лице родительского комитета невозможно в современных условиях организовать образовательный процесс в детском саду на должном уровне. Поэтому хотелось бы, чтобы самым главным для нового состава родительского комитета было желание родителей сделать жизнь детей интересной, насыщенной и разнообразной.
2. Вручение благодарственных писем.
Воспитатели вручают родителям благодарственные письма за участие в жизни группы, помощь в проведении ремонтных работ и приобретение игрушек и пособий к новому учебному году.
X. Рефлексия «Волшебная шкатулка пожеланий».
Воспитатель. По традиции родительское собрание мы завершаем интересной рефлексией. В этот раз мы предлагаем каждому из вас написать свои пожелания нашим детям и положить их в волшебную шкатулку, эти пожелания мы обсудим в конце учебного года на итоговом собрании.
Родители, на листочках, пишут свои пожелания детям в учебном году, сворачивают их в виде конвертов, заклеивают и складывают в шкатулку.
XI. Итог.
Воспитатель. Хочется сказать всем большое спасибо за участие в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать шаг навстречу взаимопониманию и единству. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и напоследок, мы хотим поделиться с вами ещё рецептом счастья на каждый день. Надеемся, что наш рецепт и Ваши пожелания помогут нам в совместной работе.
Воспитатели раздают родителям рецепт счастья на каждый день. Приложение 3.
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые. (имена, отчества родителей!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?
а) да;
б) нет (почему).
3. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?
4. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?
5. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.
6. Какую помощь можете оказать в их подготовке?
7. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?
8. Кто будет представлять?
9. В чем Ваша семья может принять участие?
а) в представлении опыта семейного воспитания;
б) в смотре семейной самодеятельности;
в) в выставке поделок, аппликаций из природного материала;
г) в реализации образовательных проектов;
д) свой вариант (написать).
10. Какая Вам необходима помощь?
11. Ваши вопросы и предложения.
Приложение 2.
Памятка. «Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет»
Речевое развитие:
Правильно произносить все звуки родного языка;
Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
Употреблять предложения с однородными членами;
Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Познавательное развитие:
Считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»;
Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
Различать и называть части суток;
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
Знать правую и левую руку;
Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
Уметь конструировать из бумаги : сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
Различать и называть части тела животного и человека;
Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
Называть насекомых;
Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж) : как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Художественно – эстетическое развитие:
Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;
Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
Правильно держать ножницы и действовать ими;
Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;
Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Социально – коммуникативное развитие:
Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
Использовать «вежливые» слова;
Иметь представление о работе своих родителей;
Знать название своей Родины;
Знать название города, деревни, где живут, улицу;
Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;
Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;
Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
Иметь представление о значимости труда взрослых;
Бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Физическое развитие:
Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;
Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;
Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;
Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
Кататься на двухколёсном велосипеде;
Ориентироваться в пространстве.
Приложение 3.
«Рецепт счастья на каждый день»
1. Берём день и очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма и равнодушия.
2. Добавляем три столовые ложки с горкой оптимизма, большую горсть веры, чайную ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.
3. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ.
4. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.
5. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Литература.
1. С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду» средняя группа.
2. С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».
3. И. А. Ивлева, И. Ю. Млодик «Возрастные особенности детей. Консультирование родителей в детском саду».
4. Е. И. Ждакаева «Тропинка к счастливой семье».
5. С. Цветкова «Вопросы воспитания» Пособие для работы с родителями.