ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Решение экологических проблем в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Решение экологических проблем в дошкольной организации
«Расскажи – я забуду,
Покажи – я запомню,
Дай попробовать – я пойму».
(китайская пословица)
Актуальность
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Решение экологических проблем в дошкольной организации» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
Экологическое воспитание занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Таким образом, в нашем детском саду профессиональная деятельность была направлена на решение проблемы, поиск эффективных и современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического воспитания дошкольников.
Цель: Создание, апробирование и определение эффективности комплекса различных педагогических форм, методов и приёмов, направленных на повышение деятельностной и коммуникативной компетенций в экологическом воспитании детей.
Задачи:
1. Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей.
2. Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей.
3. Создать систему педагогического взаимодействия с семьей, направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка.
4. Проанализировать результаты деятельности.
Реализуя данное направление деятельности, мы применяли интегрированный подход к экологическому воспитанию детей.
Он предполагал:
- Создание условий для воспитания гуманного отношения к природе.
- Создание условий для формирования системы экологических знаний и представлений.
- Создание условий для развития эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее).
- Создания условий для участия детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Наша деятельность была направлена на:
-организацию предметно – развивающей среды.
-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;
-разработку плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.
В своей практике использовала следующие формы и методы экологического образования :
- занятия;
- целевые экскурсии;
- конкурсы;
- экологические акции;
- трудовой десант;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание аудиозаписей звуков природы;
- дидактические, словесные, развивающие игры;
- художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- театрализация, инсценировки по прочитанным произведениям;
- опыты.
Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей, развитию их креативности.
Так, в рамках работы по экологическому воспитанию, в нашем саду проводились различные мероприятия, такие как:
- «Дары тетушки Осени»;
- Театрализованное представление «Наш зеленый огород нас прокормит целый год»;
- Выставка рисунков, фотографий и творческих работ из природного материала» Чем богаты, тем и рады»;
- Ярмарка – конкурс плодов и овощей «Удивительное рядом»;
- Мероприятие, посвященное 105 летию со дня написания книги М. Горького «Воробьишко»;
- КВН по ФГОС, знанию Красной книги «Экологическое ассорти»;
- «Живописные места России» - познавательное мероприятие, направленное на развитие у воспитанников патриотических качеств, любви к природе;
- Выставка рисунков «Животные Красной книги»;
- Открытое занятие «Река и речные обитатели», которое было направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности, как решение образовательных задач при помощи продуктивных действий. Данное занятие проводилось с учетом регионального компонента, т. е. дети использовали свои знания о речных обитателях нашей реки «Таштып».
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации интегрированного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранительной деятельности.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании - это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, детей и родителей.