Иванова Яна
Родительское собрание «Развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание «Развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»
Ход:
Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.
Публикация «Родительское собрание „Развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня хотелось бы поговорить именно о звуковой стороне речи, т. к. развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, мягкие и твердые, гласные и согласные. А все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.
Работа по звуковой культуре речи в условиях детского сада проводится на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку и вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Подготовить ребенка к овладению чтением и письмом- наша задача, поэтому на занятиях по обучению грамоте, мы знакомим детей с гласными и согласными звуками, их отличиями. Учим находить звук в начале слова – он первый, последний – в конце слова, остальные – в середине. Дети узнают об особенностях согласных звуков, о том, что они бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают: Гласные (А У И О Э Ы). (Всего шесть гласных звуков). Почему эти звуки называют гласными? Правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом. Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слово - состоит из слогов. Предложение - состоит из слов.
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем - то непростой процесс, рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я предлагаю вам несколько несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Эти игры помогут детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой.
Игра 1.» Назови одним словом» Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные) Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели) Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные) Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Игра 2. «Назови первый звук в слове» Вы называете слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый, а так же назвать последний звук в слове.
Игра 3. «Первый - последний»Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
Игра 4. «Подбери словечко» Вы просите подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б,] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т. д.
Игра 5. «Поймай звук» Вы предлагаете выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т. д.
Игра 6. «Замени звук» Вы предлагаете заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т. д.
Игра 7.«Измени слово»
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
Игра 8. «Доскажи словечко». Вы называете первый слог слова, а ребенок называет продолжение слова. Например: САН-КИ, РА – КЕТА, (СА)- ПОГИ, (РА) – БОТА, (СА)- ХАР (РА)- ДУГА. (СА)- МОЛЕТ (РА) - НА (СА)- ЛО (РА)- НЕЦ (СА)- Д (РА) – К
Игра 9 «Выдели слова» Вы произносите слова и предлагаете ребенку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.
Игра 10.
«Где звук?»Вы произносите слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Используя эти игры вы поможете детям в овладении звуковой культурой речи,а наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей. И помните главное: — разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном; — чаще общайтесь с ребенком; — чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом. Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Спасибо за внимание.