Елена Харькина
Родительское собрание «Развитие звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
развивать артикуляционный аппарат;
формировать речевое дыхание;
отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
Публикация «Родительское собрание „Развитие звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
В последнее время у большинства детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. К четырем - пяти годам ребенок должен четко произносить все звуки речи.
Чтобы ребенок лучше и правильно произносил звуки, нужно развивать артикуляционный аппарат. Для этого проводится артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Упражнения рекомендуется выполнять в игровой форме.
Упражнения для губ:
* Улыбка.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видно.
* Трубочка.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.
* Заборчик.
Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук и).
Упражнения для языка:
* Лопатка.
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести "лопатку" в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.
* Чашечка.
Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
* Наказать непослушный язык.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий и расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.
* Горка.
Открыть рот. Кончик языка упереть в нмжние зубы, а сам язык приподнять вверх.
* Трубочка.
Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся "трубочку".
* Лошадка.
Открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.
* Часики.
Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Взрослый приговаривает: "Тик-так, тик-так". При движении язык не прикасается к губам и зубам.
* Конфета.
Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
* Чистим зубки.
Губы сомкнуты, языком совершаются круговые движения языка между губами и зубами. Рот приоткрыть нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Нижняя челюсть и губы неподвижны. Движущийся из стороны в сторону кончик языка должен находиться у десен, а не скользить по верхней кромке зубов. Движущийся снизу вверх кончик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.
* Маляр.
Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
* Вкусное варенье.
Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка "Слизать варенье" с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать ее пальцем).
Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчмвость перехода от одного движения к другому.
Также речь ребенка невозможна без правильного речевого дыхания. Для произнесения свистящих и шипящих звуков необходимо ребенка научить сильному длительному выдоху. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют специальные упражнения.
* Загнать мяч в ворота.
Возьмите пожалуйста фольгу и скатайте ее в шарик. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на шарик, загоняя его между двумя кубиками.
То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушкую струю.
Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их можно слегка придерживать пальами.
* Прокололи шину.
На выдохе произносить звук ш-ш-ш-ш. Зменяя силу звучания.
* Игра “Бабочка лети”.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Бабочка садится.
* Топор.
Встали. Ноги на ширене плеч. Руки в замок. При взмахе делаем носом вдох, на выдох наклоняемся вперед произнося резко звук ух.
* Насос.
Стоя. Взять в руки воображаемый насос за ручки. На вдох поднимаем ручки вверх, на выдох опускаем вниз.
В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.
Пальчиковые игры - уникальное средство для развития речи. Развивая пальчики ребенка, тем самым мы помогаем ему быстрее и успешнее овладеть речью.
Выполним несколько игр.
* Пальчики в лесу
* Солим капусту
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту жмем, жмем.
Мы капусту солим, солим
И в кадушечку кладем.
* Посуда
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
А в заключении мы хотим сказать, что самые главные педагоги - это родители! Не забывайте об этом. Как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалисту.