Юлия Рыбакова
Родительское собрание «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание : «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Актуальность: Современные психологи рассматривают эмоциональный интеллект как один из ключевых факторов успешности человека в карьере и в жизни, в связи с чем, его необходимо развивать с раннего возраста. Исследования подтвердили, что высокий уровень «логического» интеллекта не определяет успешность ребенка. Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать эмоционально развитого человека.
Публикация «Родительское собрание „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта, привлечь внимание родителей к проблеме развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие представлений родителей о формах совместной деятельности с детьми для развития эмоционального интеллекта ребенка;
- знакомство с важностью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;
Предварительная работа:
- изучение и обобщение изученного материала;
- подготовка материала для практических заданий;
- изготовление буклетов с играми на развитие эмоционального интеллекта;
Ход родительского собрания:
Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет успешен в школе, в университете, на работе, в личной жизни. И если раньше предрасположенность к успешности определялась, прежде всего, уровнем когнитивного развития, концентрацией, памятью, логическим мышлением и т. д., то в настоящее время отмечается важная роль «эмоционального интеллекта», в становлении успешной личности.
Понятие «эмоциональный интеллект» введено исследователями Йельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990г. Что же такое эмоциональный интеллект?
Может показаться, что эмоциональный интеллект – это что-то очень простое и само собой разумеющееся. Но оказалось, что эмоциональным интеллектом обладают далеко не все люди, хотя на первый взгляд кажется, что речь идёт о каких – то совершенно обыденных и само собой разумеющихся вещах.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.
Простыми словами только тот, кто умеет осознавать свои чувства, идентифицировать их, компетентно обходиться с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс. Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчёта в том, что он чувствует, часто ведет себя неадекватно, неверно оценивая ситуацию, что приводит к трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию (многие люди, проявляющие агрессию, не понимают, что чувствуют и переживают их жертвы).
Однако речь не идёт только о том, чтобы знать собственные чувства и управлять ими. Не менее важно понимать чувства других – эмпатия. Эта способность имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен управлять своими реакциями, он будет более продуктивен в работе, будет чувствовать состояния других людей, благодаря этому ему будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Человек, обладающий такой компетентностью в высокой мере, способен объединять вокруг себя людей.
Эмоциональный интеллект состоит из основных 5 компонентов:
1. Внутриличностные навыки (умение распознавать и применять свои личные эмоции)
2. Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)
3. Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями)
4. Приспособляемость (умение быстро, адекватно и эффективно реагировать на изменения)
5. Жизненный фон (оптимизм, счастье)
Развитие эмоционального интеллекта - лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии, начинать работу в данном направлении никогда не поздно, но не следует забывать, что дошкольный возраст самый сенситивный период, в том числе для развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект начинает развиваться с младенчества, это происходит естественно, когда мама или другой родственник откликается на его эмоции, те будут ли развиты задатки эмпатии, зависит от воспитания. Детство и подростковый возраст представляется лучшим периодом для формирования эмоционального интеллекта. Родители являются основным примером для детей, а также учителей, обладающих высокоразвитой эмпатией.
Уважаемые родители, предлагаю вам познакомится с играми на развитие эмоционального интеллекта. В эти игры вы сможете играть дома, семья – это главный институт воспитания и развития ребенка.
Прежде чем учить детей распознавать эмоции, давайте поиграем в игру «Угадай эмоции"
Каждый из Вас получит карточку на которой написана фраза и эмоция с которой Вы должны ее произнести. Остальные должны догадаться с какой эмоцией вы произнесли эту фразу.
Помой посуду- счастье
Пора в школу-восторг
Иди поиграй- восхищение
Убери дома-нежность
Убери игрушки-испуг
Не балуйся-радость
Сьешь конфетку-злость
Поиграй на пианино-стыд
Включи телевизор-стыд
Обсуждение, легко ли родителям было понять и изобразить эмоции.
Далее родителям предлагается проиграть в игры на развитие эмоционального интеллекта.
Игра «Эстафета добра"
Цель игры: научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.
Ход игры:
Все участники садятся в круг. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему комплимент, что то приятное, например:
- «Вы великолепно выглядите»;
- «Мне очень нравится Ваша улыбка» и тд.
Тот, кому адресован комплимент, благодарит и поворачивается к своему соседу и проделывает тоже, и так по кругу.
Комплименты не должны повторяться.
Игра «Как я говорю?"
Цель: учить распознавать эмоции.
Попробуйте произнести одну и туже фразу с разными интонациями (радость, грусть, злость, удивление, испуг, восхищение, раздражение.
Игра «Продолжи фразу"
Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.
Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра-упражнение «Изобрази»
Цель: развитие умения передавать и понимать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Представьте, пожалуйста, что у Вас:
- вкусное мороженое;
- горькое лекарство;
- девушку в красивом платье;
- новую машину.
Игра – упражнение «Что я чувствую сегодня»
Цель: развитие осознанности и принятия собственных чувств.
Суть игры заключается в том, чтобы каждый взрослый сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость, когда.».
Игра –упражнение «Нарисуй свое настроение"
Цель: принятие своих эмоций.
Дети (взрослые) изображают свое настроение в виде рисунка, аппликации. Это может быть цветок, туча, солнце, дождь, молния, смайлик и тд. В любой форме. Далее, эмоции всех родителей (детей) оформляются в единый коллаж.
Заключительная часть.
Уважаемые родители, подводя итоги, хотелось бы сказать самое важное — любите своего ребенка таким, какой он есть. Ребенок нуждается в полном принятии и безусловной любви, не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка понимать свои и чужие чувства и эмоции.